МОТИВАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2017-23-2-73-91
Аннотация
Существует ли специфическая система мотивации на государственной службе? На этот вопрос отечественные и зарубежные специалисты не дают однозначного ответа. Автор систематизирует результаты многочисленных сравнительных исследований особенностей мотивации работников в государственных и частных организациях. Инновационные подходы к мотивации чаще всего зарождаются в коммерческом секторе, и отнюдь не все из них находят применение на государственной службе. Мотивация государственных служащих в России и за рубежом остается относительно стабильной. При этом ряд факторов нематериального стимулирования и, прежде всего, построения карьеры играют здесь особую роль. Сравнительный анализ трудовой мотивации в организациях государственного и частного секторов экономики позволяет определить общие и отличительные мотивационные потребности служащих двух секторов. Исследования такого рода проводились неоднократно и зачастую их результаты подталкивали ученых к новым дискуссиям и, как следствие, к открытиям в области менеджмента и управления человеческими ресурсами. Результаты таких исследований могут быть использованы для дальнейшего развития таких концепций, как новое государственное управление (New Public Management). Значение сравнительных исследований возрастает по мере дебюрократизации общественных отношений, стремления создать “сервисное” государство. Поскольку в этих процессах неизбежно оказываются задействованными сами коммерческие структуры или продукты их деятельности, прежде всего инновации в области менеджмента, возникает острая необходимость создать условия для продуктивного сотрудничества государственного и частного секторов. Автор указывает на важность ответственного подхода к созданию благоприятной среды для обмена опытом и социальными технологиями между государственными и частными организациями, в том числе посредством трансформации системы мотивации в государственном секторе. Вносимые изменения должны отвечать потребностям в придании государственным структурам большей гибкости и динамизма при сохранении их сущностных особенностей и общественно значимых целей. Удачным, хотя и небесспорным источником для заимствований эффективных инструментов и технологий мотивации может также служить опыт развитых стран, которые несмотря на существующие отличия в организации деятельности государственных служб успешно развивают потенциал взаимовыгодного обмена инновациями между государственным и частным секторами экономики.
Об авторе
А. А. МаксимовРоссия
асп. кафедры социологии организаций и менеджмента социологического факультета
Список литературы
1. Айленд Д., Александрова А.Б., Алексеев В.Н. и др. Новые технологии государственного управления в зеркале канадского и российского опыта / Под ред. А.М. Марголина, П. Дуткевича. М., 2013.
2. Барков С.А. Организация и рынок : противоборство или согласие. М., 2008.
3. Васильева Е.И. Сравнительный анализ стимулирования государственных служащих: актуальный зарубежный опыт для российской практики // Вопросы управления. 2008. Июнь. Вып. 2 (3).
4. Гаман-Голутвина О.В., Сморгунов Л.В., Соловьев А.И., Туровский Р.Ф. Эффективность государственного управления в Российской Федерации в 2008 году. URL: http://www.inop.ru/files/Chapter2.pdf
5. Гриненко Т.Г. Должностная и профессиональная карьера государственных служащих. URL: http://refdb.ru/look/1682009-pall.html
6. Депутат: отставка калининградского вице-премьера – урок для пришедших во власть из бизнеса. 2013.27.02. URL: http://www.regnum.ru/ news/1630460.html#ixzz2twKAAVPG
7. Долгополов О.И. Проблемы текучести кадров на государственной службе // Законодательство и экономика. 2008. № 7.
8. Егоров В. Чиновник – это социально-ответственный профессионал, который служит национальным интересам // Человек и труд. 2001. № 3. URL:http://www.chelt.ru/2001/3-01/gosslugba
9. Жукова А.Г., Серкова К.Я. Мировые модели и стандарты управления государственными программами: концепция нового государственного управления // Налоги-журнал. 2015. № 6. С. 19–22.
10. Зайковский В.Н. “Сервисное государство”: новая парадигма или современная технология государственного управления? // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 24. С. 18–28.
11. Клименко А. Оплата труда российских федеральных государственных гражданских служащих. URL: http://www.thec.ru/dismat/Klimenko/Klimenko_r.rtf
12. Ксенофонтова Е.Г. Лидерство как стремление или Исторические тенденции понимания феномена лидерства // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2016. Т. 16. № 2. С. 142–153.
13. Лотова И.П. О некоторых результатах психолого-акмеологических исследований профессиональной карьеры государственных служащих. URL: http://akmeolog.narod.ru/report003.html
14. Маркеева А.В. Геймификация как инструмент управления персоналом современной организации // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 12. С. 1924–1936.
15. Рэйни Х.Дж. Анализ и управление в государственных организациях. М., 2002.
16. Свердликова Е.А. Традиции и ценности российской деловой культуры. М., 2011.
17. Управление человеческими ресурсами / Под общ. ред. С.А. Баркова, В.И. Зубкова. М., 2016.
18. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе”. URL: https://rg.ru/2004/07/31/gossluzhba-dok.html
Рецензия
Для цитирования:
Максимов А.А. МОТИВАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017;23(2):73-91. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2017-23-2-73-91
For citation:
Maksimov A.A. MOTIVATION OF PUBLIC OFFICIALS AS A MANAGERIAL PROBLEM. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2017;23(2):73-91. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2017-23-2-73-91