Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

МОЛОДЕЖНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА И ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ “МОЛОДЕЖЬ” В СОЦИОЛОГИИ

Аннотация

В данной статье автором рассматриваются особенности изучения молодежной проблематики в отечественной социологии в различные периоды российской истории: имперский, советский и постсоветский ее периоды. Автор анализирует, какое воздействие оказали на развитие отечественной социологии молодежи исторические особенности развития нашего общества, государства, научной мысли. Обращает внимание на малоизвестные работы и незаслуженно забытых классиков русской социально-политической мысли, проводивших крайне интересные и масштабные социологические исследования по молодежной проблематике. Автор также рассматривает различные теоретические подходы к определению понятия “молодежь” в социологии. Характеризует три основных (социально-психологический, стратификационный, социокультурный) и менее распространенные (воспроизводственный, рискологический, тезаурусный, интеграционный и иные) подходы к определению молодежи. На его взгляд, наиболее удачным является интеграционный подход к определению молодежи, учитывающий психофизиологические и возрастные особенности, свойственные молодежи, ее место и функции в социальной структуре общества, групповые социокультурные ценности и интересы, ее участие в процессе жизнедеятельности общества, особенности самоидентификации и самоопределения. Автор определяет молодежь как социально-демографичесую группу (поколение людей в возрастном диапазоне от 14 до 30 лет), находящуюся в своем развитии на стадии становления и обретения социальной зрелости, а именно – в процессе усвоения основных социальных ролей и функций, выбора жизненного пути, самоопределения, самоидентификации и осознания своих ценностей и интересов, своего места в мире. В то же время, молодежь, на его взгляд, является одной из самых слабозащищенных и уязвимых категорий населения, в силу отсутствия у значимой ее части соответствующих знаний, опыта и экономической независимости. Поэтому она является привлекательным объектом для манипулятивного воздействия со стороны различных субъектов общественной жизнедеятельности. Автор отмечает перспективность масштабного изучения целенаправленного воздействия на молодежь различных неоднозначных субъектов общественной жизнедеятельности, использующих ее как объект манипуляций, а также апробаций на ней политических, социально-психологических технологий и экспериментов.

Об авторе

С. О. Елишев
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

канд. социол. наук, доц., доц. кафедры современной социологии социологического факультета



Список литературы

1. Васенина И.В., Добрынина В.И., Кухтевич Т.Н. Студенты МГУ о своей жизни и учебе. Итоги пятнадцатилетнего мониторинга. М., 2005.

2. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1909.

3. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010.

4. Елишев С.О. Молодежь как объект социализации и манипуляций. М., 2015.

5. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования. 2003. № 4.

6. Зубок Ю.А., Ростовская Т.К., Смакотина Н.Л. Молодежь и молодежная политика в современном российском обществе. М., 2016.

7. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика: философия, история, теория. М., 2001.

8. Кареев Н.И. Письма к учащейся молодежи о самообразовании. М., 2009.

9. Кауфман А.А. Русская курсистка в цифрах // Кауфман А.А. Сборник статей. М., 1915.

10. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: теоретические вопросы. М., 1999.

11. Лисовский В.T. Советское студенчество. Социологические очерки. М., 1990.

12. Луков Вал.А. Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М., 2012.

13. Осипов Г.В. Возрождение социологии в России. Как это было на самом деле // Социологические исследования. 2008. № 6.

14. Осипова Н.Г. Прошлое, настоящее и будущее теоретической социологии в России // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2015. № 2.

15. Осипова Н.Г., Елишев С.О., Прончев Г.Б., Монахов Д.Н. Особенности процесса формирования ценностных ориентаций современной российской молодежи и осуществления молодежной политики в Российской Федерации (результаты социологического исследования). М., 2016. Рабочая книга социолога / Ред. коллегия Г.В. Осипов (отв. ред.) и др. М., 1976.

16. Радин Е.П. Душевное настроение современной учащейся молодежи, по данным Петербургской общестуденческой анкеты 1912 года. Психологическая и социологическая самооценка. Разочарованность. СПб., 1913.

17. Руткевич М.Н. Социология образования и молодежи: Избранное (1965–2002). М., 2002.

18. Смакотина Н.Л. Основы социологии нестабильности и риска: философский, социологический и социально-психологический аспекты. М., 2009.

19. Социология молодежи. Энциклопедический словарь. М., 2008.

20. Сперанский Н.В. Кризис русской школы. Торжество политической реакции. Крушение университетов. М., 1914.

21. Титма М.X. Выбор профессии как социальная проблема. М., 1975.

22. Тихомиров Л.А. Критика демократии. М., 1997.

23. Тихомиров Л.А. Апология веры и монархии. М., 1999.

24. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М., 1990.

25. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

26. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социологические исследования. 1998. № 2.

27. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М., 2001.


Рецензия

Для цитирования:


Елишев С.О. МОЛОДЕЖНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА И ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ “МОЛОДЕЖЬ” В СОЦИОЛОГИИ. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017;23(3):200-223.

For citation:


Elishev S.O. YOUTH PROBLEMATIC AND APPROACHES TO THE DEFINITION OF “YOUTH” IN SOCIOLOGY. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2017;23(3):200-223. (In Russ.)

Просмотров: 4033


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)