КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ И СТРАТЕГИИ
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2017-23-4-45-57
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные вопросы обеспечения конкурентоспособности университетов и национальных систем высшего образования, в первую очередь – российского, в условиях глобализации. Обеспечение высокого уровня конкурентоспособности системы образования на мировой арене опирается на эффективные стратегии развития национальных университетов. Реализация этих стратегий должна способствовать достижению уровня мировых стандартов в образовании, научных исследованиях и разработках. Наиболее яркими образцами конкурентоспособного университета являются так называемые “университеты мирового класса” (“World Class University”, WCU), включенные в известные международные рейтинги (ARWU, THE, QS) являются университетами мирового класса. Стратегия достижения конкретным университетом уровня конкурентоспособности, дающего возможность не только попасть и закрепиться в международном рейтинге, но и подниматься вверх, напрямую связана с национальной (государственной) стратегией развития высшего образования. По С. Маргинсону, в условиях глобализации образования в разных странах мира практикуются три основные модели стратегий развития университетов мирового класса (“вширь”, “вглубь” и комбинированная – “вширь и вглубь”). Стратегия развития российской системы высшего образования первоначально исходила из стратегии “вглубь” (программа поддержки российских университетов “5 в 100”). Однако в настоящее время акцент сместился в сторону стратегии продвижения в дисциплинарных (предметных) рейтинга. Это, вполне коррелирует и с целевым сценарием, сформулированным в “Стратегии научнотехнологического развития Российской Федерации”, утвержденной Указом Президента РФ.
Об авторе
Н. Г. СкворцовРоссия
Скворцов Николай Генрихович, доктор социологических наук, профессор кафедры сравнительной социологии факультета социологии
ул. Смольного, д. 1/3, 9-й подъезд, г. Санкт-Петербург, 191124
Список литературы
1. Будущее высшего образования и академической профессии: страны БРИК и США / Под ред. Г.В. Андрущак и др. М., 2013.
2. Донецкая С.С. Анализ конкурентоспособности российских университетов в мировых рейтингах // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 20–30.
3. Дорога к академическому совершенству: становление исследовательских университетов мирового класса / Под ред. Ф. Альтбаха, Дж. Салми. М., 2012.
4. Индикаторы науки: 2016. Статистический сборник. М., 2016.
5. Индикаторы образования: 2016. Статистический сборник. М., 2016.
6. Маргинсон С. Роль государства в университетской науке: сравнительный анализ России и Китая // Вестник международных организаций. 2015. Т. 10. № 1. С. 7–30.
7. Ридингс Б. Университет в руинах. М., 2010.
8. Салми Дж. Создание университетов мирового класса. М., 2009.
9. Салми Д., Фрумин И.Д. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 25–68.
10. Сацик В.И. Детерминанты глобальной конкурентоспособности университетов: в поиске эффективной стратегии развития высшего образования на Украине // Вопросы образования. 2014. № 1. С. 134–161.
11. “Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации”. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642. URL: http://government.ru/docs/all/109256/ (дата обращения: 05.05.2017).
12. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 “О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки”. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2257/файл/1884/12.05.07Указ_599 (дата обращения: 05.05.2017).
Рецензия
Для цитирования:
Скворцов Н.Г. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ И СТРАТЕГИИ. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017;23(4):45-57. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2017-23-4-45-57
For citation:
Skvortsov N.G. COMPETITIVENESS OF UNIVERSITIES IN THE GLOBAL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION: CHALLENGES AND STRATEGIES. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2017;23(4):45-57. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2017-23-4-45-57