Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск
Том 23, № 4 (2017)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2017-23-4

XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ “СОРОКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ”. “УНИВЕРСИТЕТ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ: НОВЫЙ СТАТУС И МИССИЯ”

9-31 304
Аннотация

В статье анализируются проблемы, связанные с модернизацией высшего образования в России и подготовкой высокоинтеллектуальных, элитных кадров, необходимых для управления страной.

Автор обосновывает вывод о том, что поспешные шаги, предпринятые в ходе реформирования российской системы высшего образования в конце первого десятилетия XXI столетия, обусловили специфическую образовательную ситуацию. Для нее характерна политика ускоренной реорганизации сферы образования, нацеленная, в первую очередь, на внедрение под диктатом Запада догматизированных, предназначенных для отсталых стран, моделей и инструментов управления образовательными учреждениями.

К сожалению, обозначенная ситуация обусловила дисфункциональное состояние отдельных компонентов образовательной сферы, прежде всего, классического университетского образования. Вполне предсказуемым последствием этого стала дезориентация студенческой молодежи, ее нацеленность на узко прикладные аспекты будущей профессиональной деятельности, носящие второстепенный с точки зрения социальной значимости характер.

В статье подчеркивается важность сохранения лучших традиций отечественного высшего образования, созданных в рамках классических университетов, которые всегда играли ведущую роль в воспроизводстве элиты общества. Обозначены ключевые моменты, которые позволят конкретизировать сущность именно той элиты, воспроизводством которой занимаются классические университеты.

Автор показывает, что именно известнейшие университеты мира “выпустили” будущих президентов и премьер-министров, лауреатов Нобелевской премии, писателей с мировым именем, а Московский университет занимает в их числе ведущее место. Например, в пору максимального взлета отечественной академической науки во главе ее стояли выпускники Московского университета: С.И. Вавилов, А.Н. Несмеянов, М.В. Келдыш.

Важнейшей задачей в области реформирования системы образования автору представляется преодоление популистских подходов к современному образованию, возврат к фундаментальности и широте отечественного образования, ориентацию на традиционную для нашей страны “научность образования”, а также интеллектуальный потенциал лучших образовательных учреждений России, среди которых ведущую роль несомненно играют и будут играть классические университеты.

32-44 285
Аннотация

Использование терминов “консервативное” и “инновационное” по отношению к образованию произошло сравнительно недавно. В 1978 г. в докладе Римскому клубу группа ученых обратила внимание на факт неадекватности принципов традиционного обучения требованиям современного общества к личности, к развитию ее познавательных возможностей. В этом докладе инновационное образование определялось как “ориентированное на создание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, готовности к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления, а также к сотрудничеству с другими людьми”. Фактически, с этого момента был запущен механизм реформирования системы образования в наиболее развитых странах мира.

Наша страна подключилась к этому процессу позже, тем не менее, реформа образования в современной России продолжается уже более 20 лет, причем часто мы идем вслед за Западом в ситуации, когда там уже от этого начинают отказываться. Чуть позже реформы переименовали в процесс модернизации образования, придав всему почти вечный характер и по сути подчеркнув фактор неопределенности данного процесса, переводя систему изменений в постоянное состояние, что весьма некомфортно и для тех кто учится, и для тех кто учит.

45-57 377
Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы обеспечения конкурентоспособности университетов и национальных систем высшего образования, в первую очередь – российского, в условиях глобализации. Обеспечение высокого уровня конкурентоспособности системы образования на мировой арене опирается на эффективные стратегии развития национальных университетов. Реализация этих стратегий должна способствовать достижению уровня мировых стандартов в образовании, научных исследованиях и разработках. Наиболее яркими образцами конкурентоспособного университета являются так называемые “университеты мирового класса” (“World Class University”, WCU), включенные в известные международные рейтинги (ARWU, THE, QS) являются университетами мирового класса. Стратегия достижения конкретным университетом уровня конкурентоспособности, дающего возможность не только попасть и закрепиться в международном рейтинге, но и подниматься вверх, напрямую связана с национальной (государственной) стратегией развития высшего образования. По С. Маргинсону, в условиях глобализации образования в разных странах мира практикуются три основные модели стратегий развития университетов мирового класса (“вширь”, “вглубь” и комбинированная – “вширь и вглубь”). Стратегия развития российской системы высшего образования первоначально исходила из стратегии “вглубь” (программа поддержки российских университетов “5 в 100”). Однако в настоящее время акцент сместился в сторону стратегии продвижения в дисциплинарных (предметных) рейтинга. Это, вполне коррелирует и с целевым сценарием, сформулированным в “Стратегии научнотехнологического развития Российской Федерации”, утвержденной Указом Президента РФ.

 
58-60 259
Аннотация

Материал посвящен итогам проведения XI Международной конференции “Сорокинские чтения”, проходившей под названием “Университет в глобальном мире: новый статус и миссия”.

Материал подготовили:
П.С. Каневский, канд. полит. наук, доцент социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Е.Н. Новосёлова, кандидат социологических наук, доцент социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова


СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ИНСТИТУТЫ

61-86 278
Аннотация

В статье рассматривается часть результатов комплексного исследования, осуществленного в 2009–2015 гг. и посвященного изучению общественного мнения об Олимпийских играх 2014 г. в Сочи и олимпийском движения в целом. В ходе мониторинга, проводимого с момента начала реализации олимпийского проекта в Сочи и до его завершения после Игр, с использованием системы ключевых индикаторов были сформированы ряды статистических оценок состояния и развития важнейших систем жизнедеятельности “олимпийского региона”. Структурированные в единый временной ряд первичные данные открывают возможность разнообразного сопоставления полученных результатов по большому числу индикаторов и, в конечном счете, помогают оценить степень реализации сформулированных МОК задач. Программа исследования основывалась на методологических, методических и процедурных принципах, широко представленных в трудах современных отечественных и зарубежных ученых. В рамках отдельных тематических блоков проведен сравнительный анализ текущих ценностных установок и поведенческой практики населения региона в контексте концепции устойчивого развития. На эмпирических данных, аккумулированных на протяжении шести лет, прослеживается динамика приверженности населения г. Сочи и Краснодарского края в целом здоровому образу жизни, распространенности вредных привычек и следования экологическим правилам жизнедеятельности.

Результаты мониторинга на примере конкретных социумов подтверждают концептуальное положение о том, что образ жизни – это результат длительного взаимодействия внутренних и внешних факторов, в котором первые являются определяющими. Именно они обеспечивают такие качественные характеристики образа жизни, как целостность и устойчивость. Олимпийские игры, будучи мегасобытием, могут послужить действенным толчком для определенных позитивных перемен в образе жизни населения города, ставшего столицей их проведения, но не могут обеспечить устойчивости самих этих перемен. Для того чтобы позитивные изменения не оказались обратимыми и сегодня требуются целенаправленные и серьезные усилия местных властей, действующих в городе институтов гражданского общества.

87-106 358
Аннотация

Данная статья посвящена одной из актуальных затрагивающих многочисленные аспекты жизни современного общества проблем – формирования ценностного отношения к природе. В статье раскрыты понятия экологическая культура, экологическое сознание, экологическое воспитание. Рассматриваются основные агенты экологической социализации, трудности на пути формирования экологической культуры российского общества, обосновывается актуальность вопросов экологии и охраны окружающей среды в условиях, когда человечество достигло той стадии развития, когда отношения между природой и обществом обостряются до такой степени, что грозят последнему экологическим кризисом.

Наибольшее внимание в работе уделяется анализу влияния одного из главных агентов экологического воспитания индивида – семье, которая эффективнее всего способна привить природоохранные поведенческие стереотипы, экологические нормы и правила поведения, так как семья и входящие ее состав значимые взрослые являются первой общественной средой ребенка, играют существенную роль в его жизни и должны учить не только тому, что и как можно взять у природы, но и тому, что ей нужно отдавать. Автор статьи констатирует тот факт, что на сегодняшний день в нашей стране возможности родителей воспитывать экологическую культуру в своих детях прежде всего ограничены тем, что они сами не всегда обладают достаточными для этого знаниями и умениями, так как культура заботы о среде своего обитания в современной России практически отсутствует, что и приводит экологическому инфантилизму следующих поколений.

Эмпирической базой работы являются исследования Фонда Общественное Мнение, Всероссийского центра изучения общественного мнения, Аналитического центра Юрия Левады, Центра экологической политики и права при Йельском университете, Всемирной организации здравоохранения, а также данные Федеральной службы государственной статистики.

Данная статья будет интересна специалистам в области социальной экологии, инвайронментальной социологии, социологии семьи, экологии и природопользования, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами окружающей среды. Материалы статьи будут полезны работникам государственных природоохранных органов и учреждений, членам общественных экологических организаций, профессорско-преподавательскому составу и учащимся вузов. 

107-125 400
Аннотация

В 2016–2018 гг. реализуются мероприятия второго этапа демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. В прогнозный период предполагается разработать и принять федеральный закон, предусмотренный статьями 133 и 421 Трудового кодекса Российской Федерации, которым будет установлен порядок доведения минимального размера оплаты труда до размера прожиточного минимума трудоспособного населения субъектов. Будут приняты изменения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”, предусматривающие внесение уточнений в порядок и сроки выплаты пособий по безработице, направленных на исключение злоупотреблений при получении пособия по безработице, а также существенно увеличивающих размер данного пособия для отдельных категорий граждан. Будут приняты изменения в Закон Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации” в части установления полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, работодателей по размещению информации об условиях привлечения граждан для осуществления трудовой деятельности в целях совершенствования информационного портала “Работа в России” и наполнению его достоверной информацией. В государственные и субъектовые программы включаются задачи и мероприятия, которые призваны улучшить демографическую ситуацию. В федеральные и региональные программы социально-экономического развития включаются вопросы, связанные с выявлением проблемных направлений. На основе полученной информации разрабатываются перспективные направления деятельности и мероприятия по управлению ситуацией. В субъектах Российской Федерации разрабатываются и внедряются программы социально-экономического развития,

которые позволяют своевременно выявлять демографические тенденции в текущий период и реагировать посредством принятия управленческих решений. На субъектовом уровне важно учитывать региональные особенности демографического развития и осуществлять дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических программ.

На государственном и региональном уровне предусматривается разработать специальные меры по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Большое внимание уделяется социальным программам по развитию инфраструктуры дошкольного образования, что предусматривает обеспечение местами в дошкольных образовательных организациях в приоритетном порядке для детей работающих женщин. Долгосрочные программы направлены на популяризацию здорового образа жизни. Проводимая на государственном уровне миграционная политика направлена на повышение миграционной привлекательности важных в геополитическом отношении регионов Российской Федерации. Миграция вносит свой вклад в увеличение численности региона и трудоспособного населения.

Липецкая область – регион, располагающий в центральной части Российской Федерации, обладающий комфортным климатом для жизни и трудовой деятельности населения. Для него характерны, как общие демографические тенденции, наблюдаемые в регионах Центрального Федерального Округа, так и свои особенности. В статье приведены результаты исследований основных демографических показателей, полученные на основе статистических данных. А также проанализированы программы демографической и социально-экономической политики, проводимой региональными органами государственной власти, направленные на улучшение и стабилизацию демографической ситуации.

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

126-146 230
Аннотация

Предложенный доклад освещает предложенную французским социологом Даниэль Эрвьё-Леже концепцию Религиозного индивидуализма в условиях современного западного общества. Дается оценка религиозной ситуации во французском обществе конца XX в., приводятся примеры. Особое внимание уделено кризису светского регулирования религиозного в современном обществе. Материал предоставляется полезным для сравнительных исследований религиозной ситуации в России и западной Европе. Парадоксально, ослабление регулирующей способности религиозных институтов приводит к ослаблению светскости государства. Религиозные институты должны быть способными осуществлять режим утверждения истин веры, что делает институциональную власть последним гарантом истин веры, разделяемых всеми верующими этой конфессии. Проблемной становится принятая светским государством система “копирования” структур католической церкви XVIII в., которые не соответствуют не только религиозным организациям в целом, но и даже современным структурам организации Католической церкви во Франции. Современная институциональная дезорганизация на религиозном поле вносит вклад в дестабилизацию французской модели светскости, ослабленную политической культурной и экономической либерализацией, которые подрывают своими принципами ценности, на которых исторически основана сама светская система. Институциональный кризис утверждения истин веры благоприятствует увеличению числа систем верований отдельных общин. Проблему нельзя решить a priori, юридически разделив традиционные, «признанные» и прочие религии. В изменяющейся религиозной ситуации государство должно искать новую модель взаимодействия с религиозными организациями и группами. Материал предоставляется полезным для сравнительных исследований религиозной ситуации в России и западной Европе.

147-168 420
Аннотация

В статье анализируется стратегия Русской Православной церкви по возрождению национальной, государственной и церковной идентичности в России. Выявляются особенности церковной трактовки понятия идентичности, риски утраты национальной идентичности, с точки зрения Церкви. Автор приходит к выводу о том, что в социально-политическом дискурсе Православной церкви концепт идентичности представлен в качестве культурного и социального маркера и осмысливается в парадигме соответствия устоявшимся нормам и поведенческим реакциям. Духовная идентичность рассматривается в православии через апелляцию к религиозной традиции, соотносится со сформировавшимся в прошлом нравственным императивом и социально-правовым кодексом. К важным факторам государственной идентичности Церковь относит православную самоидентификацию граждан и свое участие в социокультурных преобразованиях России. В декларациях на тему христианской идентичности руководители Церкви опираются на идею русской религиозной философии о генетической связи православия с национальным сознанием. Получает развитие тенденция православного участия в общественной экспертизе светских культурных мероприятий, в обучении школьников (ОПК в составе курса ОРКСЭ) и научной деятельности высших учебных заведений (включение “теологии” в список научных дисциплин ВАК). Общественная поддержка взаимодействия Церкви с государственными учреждениями культуры и образования расценивается автором как фактор обретения православием институциональных признаков идентичности. Активное участие Церкви в общественной дискуссии на тему взаимоотношений России с европейскими странами мотивируется стремлением развивать международное сотрудничество, чему препятствуют ценностные противоречия, преодолеть которые “секуляризованному” Западу предлагается через возвращение к христианской идентичности. Научная интеллигенция противоречиво реагирует на церковную формулировку национальной идентичности как русской идентичности. Насаждение русской идентичности в ущерб российской вызывает конфликт идеологем.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

169-181 352
Аннотация

Статья посвящена анализу социальных размежеваний в американском электоральном пространстве и их влиянию на выборы президента в 2016 г. Впервые появившись в трудах С. Роккана и С.М. Липсета, социальные размежевания являются классической темой для современной политической социологии. Несмотря на то, что развивалась данная теория преимущественно американскими политическими социологами, она крайне редко используется для анализа электорального пространства в самих США, а традиционно направлена на изучение европейских и развивающихся стран, где более отчетливо можно наблюдать дробление общества на электоральные группы. Однако последние изменения в американском обществе и политической системе позволяют говорить о развитии ранее не свойственных для Соединенных Штатов социальных размежеваний. В статье показано, каким образом происходила постепенная трансформация американского электорального пространства, начиная с 1980-х гг., и как, под воздействием ряда социальных, экономических, идеологических факторов оно стало более раздробленным. Выборы 2016 г. стали своеобразной кульминацией тех расколов, которые накапливались в США в течении предыдущих десятилетий и которые еще более усугубились на фоне внутрипартийных кризисов в демократической и особенно республиканской партиях. Победа Дональда Трампа стала олицетворением кризиса американской партийной системы и неспособности ведущих политиков понять суть изменившегося электорального пространства. Автор демонстрирует, что американское общество сегодня является идеологически более поляризованным даже в сравнении со многими европейскими странами, а групповая идентификация стала определять векторы политических изменений.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ И МЕНЕДЖМЕНТ

182-208 330
Аннотация

Статья написана аспирантами социологического факультета Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова по результатам общего обсуждения возможностей инновационного развития сквозь призму смежных областей знаний. Она отображает актуальность изучения процессов, происходящих в различных институтах общества и обуславливающих инновационное развитие. В публикации рассмотрены особенности функционирования и взаимодействия между собой социальных институтов бизнеса и образования в контексте инновационных процессов, происходящих в России (низкая конвертация фундаментальных знаний в инновации, неготовность молодежи заниматься наукой, отток специалистов из страны, сохранение баланса между традициями и инновациями в образовании, закрытие сложных производств, и другие). Проведен анализ существующих теоретических исследований и приведены примеры успешного взаимодействия образования и бизнеса, организованного в целях получения инновационных разработок (Научный парк МГУ и др.).

Приведены данные по инновационным моделям бизнеса, реализуемых в странах мира (Россия, Китай, Сингапур, США) и особенностям их реализации (возможности стартап-визы, проблемы защиты прав предпринимателей и инвесторов время запуска проекта и идеи до производства), эмпирические данные по оттоку специалистов из России, которые рассматривается как одно из следствий отсутствия инновационных производств в России). Авторами предложены возможные направления организации образования и инновационного бизнеса, основанные на успешном опыте зарубежных стран. Рассмотрены маркетинговые механизмы как способ коммуникации между институтами образования, бизнеса и государства при создании и реализации инновационных разработок в России, особенности маркетинга в инновационном контексте, в частности – ключевая роль маркетинга в приобретении покупателями итогового инновационного продукта.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 
209-212 162
Аннотация

Материал посвящен итогам проведения секции “Социология” Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых “Ломоносов–2017”. В подобных мероприятия видится способ поиска, удержания и развития талантливой молодежи, привлечения ее к решению актуальных задач современной науки.

Материал подготовили:
П.С.
Каневский,канд. полит, наук, доц. социологического факуль­тета МГУ имени М.В. Ломоносова
Е.Н. Новосёлова,канд. социол. наук, доц. социологического фа­культета МГУ имени М.В. Ломоносова




Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)