БИЗНЕС И ОБРАЗОВАНИЕ: ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2017-23-4-182-208
Аннотация
Статья написана аспирантами социологического факультета Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова по результатам общего обсуждения возможностей инновационного развития сквозь призму смежных областей знаний. Она отображает актуальность изучения процессов, происходящих в различных институтах общества и обуславливающих инновационное развитие. В публикации рассмотрены особенности функционирования и взаимодействия между собой социальных институтов бизнеса и образования в контексте инновационных процессов, происходящих в России (низкая конвертация фундаментальных знаний в инновации, неготовность молодежи заниматься наукой, отток специалистов из страны, сохранение баланса между традициями и инновациями в образовании, закрытие сложных производств, и другие). Проведен анализ существующих теоретических исследований и приведены примеры успешного взаимодействия образования и бизнеса, организованного в целях получения инновационных разработок (Научный парк МГУ и др.).
Приведены данные по инновационным моделям бизнеса, реализуемых в странах мира (Россия, Китай, Сингапур, США) и особенностям их реализации (возможности стартап-визы, проблемы защиты прав предпринимателей и инвесторов время запуска проекта и идеи до производства), эмпирические данные по оттоку специалистов из России, которые рассматривается как одно из следствий отсутствия инновационных производств в России). Авторами предложены возможные направления организации образования и инновационного бизнеса, основанные на успешном опыте зарубежных стран. Рассмотрены маркетинговые механизмы как способ коммуникации между институтами образования, бизнеса и государства при создании и реализации инновационных разработок в России, особенности маркетинга в инновационном контексте, в частности – ключевая роль маркетинга в приобретении покупателями итогового инновационного продукта.
Об авторах
А. Д. ЮрасовРоссия
Юрасов Александр Дмитриевич, аспирант кафедры экономической социологии и менеджмента социологического факультета
Москва
Д. А. Мусабаева
Россия
Мусабаева Диана Абаевна, аспирант кафедры экономической социологии и менеджмента социологического факультета
Москва
И. Э. Сапрыкина
Россия
Сапрыкина Ирина Эдуардовна, аспирант кафедры экономической социологии и менеджмента социологического факультета
Москва
Н. Г. Иванова
Россия
Иванова Наталия Геннадьевна, аспирант кафедры экономической социологии и менеджмента социологического факультета
Москва
М. В. Фомин
Россия
Фомин Максим Валерьевич, аспирант кафедры экономической социологии и менеджмента социологического факультета
Москва
Список литературы
1. Барков С.А. Инновации и социальная иерархия: диалектика взаимодействия // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2011. № 4.
2. Барков С.А. Организация и рынок как механизмы создания инноваций // Инновации в социально-экономическом развитии: государство, фирма, менеджмент / Под ред. В.П. Васильева. М., 2007.
3. Богданов О.Л., Фаменко О.Е., Елисеева М.Л. Механизмы продвижения наукоемкой продукции российских предприятий на рынок // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2012. № 8.
4. Ванюшкина В.В., Миргородская О.Н. Инновационные приоритеты развития науки, бизнеса и образования // Концепт. 2015. № 16.
5. Веселовский М.Я. Информационная среда инновационной деятельности // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 6 (19).
6. Власов В.А., Дмитриенко В.П., Клименов В.А., Негруль В.В., Селиванова Е.Е., Мейснер М.Н. Роль университета в формировании региональной инновационной системы на примере Томского политехнического университета // Инновации. 2006. № 8.
7. Выпускники МФТИ уезжают в США. URL: http://dolgopa.org/blog/tv/ vypuskniki-mfti-uezzhajut-v-ssha.html (дата обращения: 31.03.2017).
8. Денисов И.В. Экономико-технологические комплексы фирм и рынки // Экономический анализ: теория и практика. 2009. Т. 8. № 4 (133).
9. Зарубина Н.Н. Цивилизационные предпосылки инновационного развития России // Цивилизационная миссия России. XI Панаринские чтения: Сб. ст. / Отв. ред. В.Н. Расторгуев. Пушкино, 2014.
10. Заседание попечительского совета МГУ. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/deliberations/53770 (дата обращения: 08.05.2017).
11. Зборовский Г.Е. Высшее образование и бизнес: проблемы институционального взаимодействия // Экономика образования. 2007. № 4.
12. Зиневич О.В., Рузанкина Е.А. Этические аспекты внедрения инноваций в сферу образования // Высшее образование в России. 2010. № 12.
13. Злоказова Н.Е. Утечка инновационного человеческого капитала из России. Причины, последствия и пути выхода из кризиса // Сборник докладов годовой тематической конференции НЭА “Образование, наука и модернизация”. URL: http://econorus.org/onim/upload/m04j.pdf (дата обращения: 31.03.2017).
14. Итоги деятельности Роспатента в 2015 году и задачи на 2016 год. URL: http://www.rupto.ru/press/news_archive/inform2016/NTS2/dokladKir1.pdf
15. Иванова Н.Г. Совершенствование социальных институтов, как механизм сохранения образовательного капитала в России // XI Международная научная конференция “Сорокинские чтения”. “Университет в глобальном мире: новый статус и миссия”: Сб. мат-в. М., 2017.
16. Каллас М.С. Взаимодействие науки, образования и бизнеса как основа формирования инновационной среды в России // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).
17. Кашкарова М.В. К вопросу о взаимосвязи инновационного и экономических циклов // Вестник Казанского технологического университета. 2007. № 5.
18. Маркаров Д.Э., Злобин Е.В. Высшее образование и бизнес – направления взаимодействия // Высшее образование в России. 2011. № 11.
19. О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования // Сайт Минобрнауки. URL: Минобрнауки.рф/документы/2003/файл/105/41 d3da240064a4386d84.pdf (дата обращения: 27.04.2017).
20. Отчет отдела инновационной деятельности и трансфера технологий. URL: http://www.msu.ru/info/struct/departments/uip/uip1.html#1.1 (дата обращения: 27.04.2017).
21. Попазов Н.В. Институционализация отношений между бизнесом и образованием // Экономика образования. 2014. № 1.
22. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 “О Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы”. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180188/ (дата обращения: 27.04.2017).
23. Прохорович А. Как устроен рынок стартапов и инвестиций в Китае. URL: https://vc.ru/p/startup-in-china (дата обращения: 13.04.17).
24. Прядко С.Н. Рыночное сопровождение коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности вуза // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2016. № 7 (204).
25. Савченко И.В. Выведение инновационных продуктов на рынок: особенности и проблемы // Модернизация. Инновации. Развитие. 2016. № 4 (28).
26. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://ac.gov.ru/files/content/4840/strategiya-innovacionnogorazvitiya-broshyura-pdf.pdf (дата обращения: 27.04.2017).
27. Судас Л.Г., Юрасова М.В. Отношение студентов к науке и научной работе // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2005. № 3. С. 72–82.
28. Судас Л.Г., Юрасова М.В. Быть или не быть ученым?! // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 41. URL: http://ee-journal.spa. msu.ru/uploads/vestnik/2013/vipusk 41._dekabr_2013_g._/upravlenie_obrazovaniem/sufas_yurasova.pdf (дата обращения: 08.05.2017).
29. Тарасов А.М. Повышение инвестиционной привлекательности научноинновационной деятельности университета средствами маркетинговых коммуникаций // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. 2012. № 152.
30. Тарасов А.М. Роль маркетинговых коммуникаций в формировании научно-инновационного потенциала университет // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 151–1.
31. Усова Ю.П., Проскурина И.Ю., Попова Ю.Н. Медиапланирование и его роль в продвижении инновационной продукции // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 11.
32. Что такое коммерциализация. Описание и определение термина. URL: https://biznes-prost.ru/kommercializaciya.html (дата обращения: 31.03.2017).
33. Юрасова М.В. Современные подходы к управлению качеством // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2011. № 1. С. 112–125.
34. Юрасова М.В. Оценки систем качества подготовки выпускников в вузах России // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2013. № 1. С. 55–66.
35. Юрасова М.В. Проективные сценарии общественного устройства в сознании будущих обществоведов России // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2012. № 1. С. 155–169.
36. Юрасова М.В. Интегрированные системы исследований качества (качество исследований и исследование качества) // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2014. № 1. С. 174–193.
37. Юсим В.Н., Денисов И.В., Афанасьева М.В. Особенности государственной промышленной политики в условиях несовершенной технологической и институциональной среды // Современные технологии управления. 2011. № 7. URL: http://sovman.ru/article/0703/ (дата обращения: 08.05.2017).
38. Юревич М.А. Государственное стимулирование трансфера технологий в России // Социологический альманах. 2015. № 6.
39. Ястребов А.П. Маркетинговое информационное обеспечение разработки и реализации инновационных проектов // Проблемы современной экономики. 2012. № 1.
Рецензия
Для цитирования:
Юрасов А.Д., Мусабаева Д.А., Сапрыкина И.Э., Иванова Н.Г., Фомин М.В. БИЗНЕС И ОБРАЗОВАНИЕ: ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017;23(4):182-208. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2017-23-4-182-208
For citation:
Yurasov A.D., Musabaeva D.A., Saprykina I.E., Ivanova N.G., Fomin M.V. BUSINESS AND EDUCATION: INNOVATION STRATEGIES. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2017;23(4):182-208. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2017-23-4-182-208