Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Трансформации корпоративизма в эпоху неолиберализма

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2019-25-4-265-278

Полный текст:

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию становления и современного состояния корпоративизма в странах Западной Европы. Автор показывает, каким образом происходила эволюция корпоративизма начиная с XIX в. и каким образом корпоративизм трансформировался в течении XX в. Особое внимание в статье уделяется последней стадии развития корпоративизма, которая связана с эволюцией неолиберализма и политического плюрализма. Корпоративизм рассматривается как форма взаимодействия организованных групп общества с государством и как политико-идеологическое течение, уходящее корнями в средневековую социальную философию. Расцвет корпоративизма пришелся на послевоенные десятилетия, когда большинство стран Западной Европы пошли по пути создания вертикально интегрированных ассоциативных групп, представлявших интересы основных социально-экономических групп, в первую очередь, бизнеса и наемных работников. При этом корпоративизм всегда строился на четком ценностном фундаменте, который подразумевал следование общественным интересам и равномерное распределение ресурсов между всеми участниками корпоративных договоренностей. В статье показано, каким образом наступление неолиберализма привело к снижению роли корпоративизма. Начиная с 1990-х гг., в тех странах, которые традиционно выстраивали процесс согласования и принятия ключевых политических решений на корпоративистской основе, происходит очевидная плюрализация систем групп интересов, которая все чаще вытесняет традицию и практику корпоративизма. При этом корпоративизм не исчезает, во многих странах он остается важным элементом системы коллективного согласования интересов, однако меняется его характер и содержание. Отсюда можно сделать вывод, что классические концепции корпоративизма не способны полностью объяснить его сегодняшнее состояние, необходимо использовать новые подходы, которые могли бы выявлять суть происходящих трансформаций.

Об авторе

П. С. Каневский
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Каневский Павел Сергеевич - канд. полит. наук, доц. кафедры политологии и социологии политических процессов социологии Социологического факультета

Ленинские горы, МГУ, д. 1. стр. 33, г. Москва, 119234



Список литературы

1. Осипова Н.Г. Социально-философские основы (теоретическое ядро) классического либерализма // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2015. № 4.

2. Павроз А.В. Корпоративизм: истоки, эволюция, современное состояние // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2009. № 4.

3. Салмин М.С. Неокорпоративизм в странах Запада // Полития. 2005. № 3.

4. Челищев В.И. Либерализм — неолиберализм — рыночный фундаментализм: от концепции свободы к тоталитарной догме (Окончание) // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2016. № 1.

5. Шмиттер Ф. Неокорпоративизм // Полис. 1997. № 2.


Для цитирования:


Каневский П.С. Трансформации корпоративизма в эпоху неолиберализма. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019;25(4):265-278. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2019-25-4-265-278

For citation:


Kanevskiy P.S. Transformations of corporatism in neoliberal era. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2019;25(4):265-278. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2019-25-4-265-278

Просмотров: 138


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)