Феномены финансового поведения россиян (на примере клиентов ПАО Сбербанк России)
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-1-97-121
Аннотация
В статье исследуется финансовое поведение россиян — клиентов ПАО Сбербанк России. В качестве информационной базы исследования используются агрегированные открытые данные о поведении клиентов банка по всем регионам России.
Автор дает характеристику ключевым тенденциям финансового поведения россиян, указывая на рост тенденции к сбережению. В статье описываются две модели финансового поведения клиентов банка.
В рамках первой граждане ориентированы на широкое использование кредитных средств, вне зависимости от собственного дохода. Вторая предполагает более рациональное отношение к финансам и определяется размером средней заработной платы. В рамках статьи делается вывод о низкой финансовой грамотности россиян, которая проявляется в использовании для сбережений и инвестиций таких неэффективных финансовых инструментов, как банковский депозит. Автор указывает на то, что лишь незначительная часть россиян имеет сформулированную финансовую стратегию, комплексный план личных инвестиций с использованием широкого спектра инструментов, таких как индивидуальный инвестиционный счет, паевые инвестиционные фонды, рынки акций и облигаций.
В завершении статьи рассматриваются некоторые аспекты региональной специфики финансового поведения граждан. Субъекты РФ анализируются через призму объема банковских депозитов, расходов по пластиковым банковским картам, объему и количеству ипотечных и потребительских кредитов.
Об авторе
В. А. СмирновРоссия
Смирнов Владимир Алексеевич - докт. социол. наук, доц., проректор по стратегическим коммуникациям
ул. Дзержинского, д. 17, г. Кострома, 156005
Список литературы
1. Афанасьева А.Р., Рабцевич А.А. Модель сберегательного поведения населения в условиях финансового кризиса // Векторы развития современной науки. 2015. № 1. С. 116–118.
2. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход // Беккер Г .С. Избранные труды по экономической теории. М., 2003.
3. Загоруйко Т.А. Безналичные средства в семейном бюджете: меняются ли практики управления финансами? // Экономическая социология. 2017. Т. 18. № 5. С. 111–139.
4. Ибрагимова Д.Х. Деньги, гендер, власть в домохозяйстве: концептуальные подходы // Экономическая социология. 2016. № 17 (2). С. 116–146.
5. Ибрагимова Д.Х. Кто управляет деньгами в российских семьях? // Экономическая социология. 2012. № 13 (3). С. 22−56.
6. Ибрагимова Д.Х. Сберегательное поведение россиян в 2009–2013 гг. // Банковское дело. 2013. № 12 . С. 48–53.
7. Каравай А.В., Тихонов А.А. Особенности финансовых установок и поведения российских рабочих // TERRA ECONOMICUS. 2015. Т. 13. № 1. С. 89–106.
8. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег // Антология экономической классики. М., 1993.
9. Коулман Дж.С. Экономическая социология с точки зрения теории рационального выбора // Экономическая социология. 2004. Т. 5. № 3. С. 35–45.
10. Кузина О.Е. Иллюзии рациональности: влияние коллективных представлений на инвестиционное поведение вкладчиков “финансовых пирамид” // Вопросы социологии. 1998. Вып. 8. С. 35–43.
11. Кузина О.Е. Анализ динамики пользования банковскими кредитами и долговой нагрузки россиян // Деньги и кредит. 2013. № 2.
12. Кузина О.Е. Динамика пенсионных стратегий населения за 2005–2012 гг. // Мир России: социология, этнология. 2013. Т. 22. № 4. С. 118–147.
13. Осипова Н.Г . Проблема современного глобального неравенства // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2014. № 2.
14. Попова П.А. Как объяснить финансовый конфликт в семье? // Экономическая социология. 2017. Т. 18. № 2. С. 112–138.
15. Радаев В.В. Уроки финансовых пирамид, или что может сказать экономическая социология о массовом финансовом поведении // Мир России. 2002. Т. 11. № 2. С. 39–69.
16. Савицкая Е.В., Прахов И.А. Образовательный кредит: зарубежный опыт и возможности использования в условиях асимметричной информации // Вопросы образования. 2007. № 1. С. 133–152.
17. Халина Н.В. Электронные деньги в России: восприятие населением современных способов платежей // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 2 (114). С. 122–130.
Рецензия
Для цитирования:
Смирнов В.А. Феномены финансового поведения россиян (на примере клиентов ПАО Сбербанк России). Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2020;26(1):97-121. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-1-97-121
For citation:
Smirnov V.A. The phenomena of financial behavior of Russians (on the example of clients of Sberbank of Russia). Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2020;26(1):97-121. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-1-97-121