Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Роль СМИ в политической социализации современной российской молодежи

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-1-166-187

Полный текст:

Аннотация

В статье анализируется роль средств массовой информации в процессе политической социализации российской молодежи, происходящей в контексте глубоких социально-экономических и политических преобразований. Развитие политических взглядов молодых россиян особенно значимо в период от 15 до 25 лет. Молодые граждане России находятся в процессе формирования политических установок и испытывают воздействие разных факторов. Бóльшая часть политической информации поступает в настоящее время из средств массовой информации, как традиционных, так и инновационных: газеты, журналы, радио, телевидение и интернет. Телевидение содействует формированию общественного мнения, передавая новости и их анализ, затрагивая важные проблемы, существующие на политической арене. Особенно ощутимо выросла роль интернета. Агрегаторы политических новостей, онлайн-блогеры представляют широкий спектр политической информации и мнений. Очевидна значимость адекватной оценки роли традиционных и инновационных СМИ в политической социализации молодежи, в формировании политической субъектности молодого поколения россиян.

Об авторах

Т. Н. Самсонова
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Самсонова Татьяна Николаевна - докт. полит. наук, проф. кафедры политологии и социологии политических процессов социологического факультета

Ленинские горы, МГУ, д. 1. стр. 33, г. Москва,  119234



Е. С. Наумова
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Наумова Екатерина Сергеевна - магистрант социологического факультета 

Ленинские горы, МГУ, д. 1. стр. 33, г. Москва,  119234



Список литературы

1. “Агора” зафиксировала усиление ограничения свободы интернета в России // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3874277

2. Барова Е. Все под блогом ходят. Как политики общаются с избирателями в соцсетях и что рассказывают о себе // Аргументы и факты. 2019. № 20. С. 8.

3. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Синяков А.В. Политическая субъектность пользователей социальных сетей в России: результаты всероссийского социологического исследования // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. История и политология. 2015. № 2. С. 80–87.

4. В Госдуме считают, что российским государственным деятелям, у которых есть аккаунты в социальных сетях, нужно вести их на английском языке // RT. URL: https://russian.rt.com/russia/news/481100-socseti-angliiskii-strashilki-rossiya

5. Добринская Д.Е. Киберпространство: территория современной жизни // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2018. № 1. С. 52–70.

6. Добринская Д.Е., Мартыненко Т.С. Перспективы российского информационного общества: уровни цифрового разрыва // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2019. № 1. С. 108–120.

7. Интерфакс: Дума приняла закон о новостных агрегаторах. URL: http:// www.interfax.ru/russia/512954

8. Исследование ФАПН. Ближе к народу: топ-10 самых популярных политиков в соцсетях. URL: https://polit.info/304227-blizhe-k-narodu-top-10-samyhpopulyarnyh-politikov-v-socsetyah

9. Исследование GfK: Проникновение Интернета в России. URL: https:// www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-proniknovenie-internetav-rossii-1/

10. Камнев Д.Г. СМИ в процессе политической социализации молодежи в России: фокус на сравнительный анализ роли Интернета // PolitBook. 2013. № 4. С. 61–74.

11. Кульчицкая Д.Ю., Вартанов С.А., Дунас Д.В., Салихова Е.А. и др. Медиапотребление молодежи: специфика методологии исследования // Медиаскоп. 2019. Вып. 1. URL: http://www.mediascope.ru/2529

12. Машина предвыборных прогнозов ФОМ. URL: http://mpp.fom.ru/

13. Медиа исследования. MediaScope. URL: https://webindex.mediascope.net/general-audience

14. Мониторинг активных пользователей соцсетей Brand Analytics. URL: https://br-analytics.ru/statistics/author

15. Москалькова предложила ввести в школах должность аналитика профилей учеников в соцсетях. URL: https://tass.ru/obschestvo/6428713

16. Наумова Е.С. Почему митингует молодежь? // Россия навсегда. URL: http:// rossiyanavsegda.ru/read/5149/

17. Опрос ВЦИОМ. “Фейк-ньюс”: масштаб проблемы. URL: https://wciom.ru/ index.php?id=236&uid=9660

18. Павлютенкова М.Ю. Роль и место социальных сетей в публичной политике // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2015. № 3. С. 71–81.

19. Пивоваров В.А. Основные тенденции в развитии политико-правового регулирования интернет-пространства России в 2018 г. // Власть. 2019. № 2. С. 83–87.

20. Политика. URL: https://thequestion.ru/topic/25/politika

21. Послание В.В. Путина к Федеральному Собранию от 01.03.2018. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/

22. Проект ВЦИОМ “Рынок электоральных прогнозов”. URL: http://2018. wciom.ru

23. Реутов Е.В., Тришина Т.В. Интернет-практики и информационные предпочтения населения // Социологические исследования. 2015. № 4. С. 140–148.

24. РИА Новости. URL: https://ria.ru/culture/20170309/1489636885.html

25. Русакова О.Ф., Грибовод Е.Г . Политический медиадискурс и медиатизация политики как концепты политической коммуникативистики // Научный ежегодник ИФиП УрО РАН. 2014. № 4. С. 65–74.

26. Рябченко Н.А., Малышева О.П., Гнедаш А.А. Управление политическим контентом в социальных сетях в период предвыборной кампании в эпоху постправды // Политические исследования. 2019. № 2. С. 92–106.

27. Самсонова Т.Н. Роль Интернета в системе гражданского образования: достижения и проблемы // Образование в ”3D”: доступность, диалог, динамика. Сборник тезисов / Ред. и сост. Е.В. Брызгалина, В.А. Прохода, П.Н. Костылев. М., 2016. C. 145–146.

28. Самсонова Т.Н. Интернет как среда формирования национально-гражданской идентичности российской молодежи: достижения и проблемы // Контуры будущего: технологии и инновации в культурном контексте. Коллективная монография / Под ред. Д.И. Кузнецова, В.В. Сергеева, Н.И. Алмазовой, Н.В. Никифоровой. СПб., 2017. С. 78–81.

29. Самсонова Т.Н. Политическая социализация российской молодежи в условиях трансформации // Динамика социальной трансформации российского общества: региональные аспекты. Материалы V Тюменского международного социологического Форума. Тюмень, 2017. С. 286–291.

30. Самсонова Т.Н., Титов В.В. К вопросу о становлении национально-гражданской идентичности российской молодежи в условиях глобальных социокультурных трансформаций начала ХХI века // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017. № 3. С. 156–173.

31. СМИ в соцмедиа: 2018 год. Медиалогия. URL: https://www.mlg.ru/ratings/media/socmedia/6455/

32. Солдатова Г .У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность (монография). М., 2017.

33. Соловей В.Д. Цифровая мифология и избирательная кампания Дональда Трампа // Политические исследования. 2017. № 5. С. 122–132.

34. Социологи рассказали о низком интересе молодежи в соцсетях к политике // РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/02/06/2017/59304aea9a79474ab825cecb

35. Статистика аудитории Telegram. URL: https://telegram-region.com/statistikaauditorii-telegram-na-yanvar-2018/

36. Telegram-каналы Россия. Telegram Analytics. URL: https://tgstat.ru

37. Федеральный закон от 18.03.2019 № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”». URL: https://garant.ru›hotlaw/federal/1263816/

38. Федеральный закон от 01.05.2019 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О связи” и Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”». URL: https://Consultant. ru›document/cons_doc_LAW_323815/

39. Фигуровский Н. Фактчекинг бьет фейк-ньюс // Культура. 2019. № 15.

40. ФОМ: Патриотизм. URL: https://fom.ru/TSennosti/14222 (дата обращения: 21.06.2019).

41. Фролова О.А. Особенности политических технологий двух президентских кампаний Барака Обамы // Общество: политика, экономика, право. 2014. № 1. С. 32–36.

42. Хвыля-Олинтер Н.А. Интернет-фактор в ценностном развитии молодежи России // Alma mater. Вестник высшей школы. 2016. № 5. С. 104–109.

43. Шаповалова И.С. Влияние интернет-коммуникаций на поведение и интеллектуальное развитие молодежи // Социологические исследования. 2015. № 4. С. 148–151.

44. Шилов В.В. Роль Интернета в политической сфере социума. Ч. 1, 2 // Власть. 2018. Т. 26. № 9. C. 29–34; 2019. Т. 27. № 1. С. 75–82.


Для цитирования:


Самсонова Т.Н., Наумова Е.С. Роль СМИ в политической социализации современной российской молодежи. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2020;26(1):166-187. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-1-166-187

For citation:


Samsonova T.N., Naumova E.S. The role of mass media in political socialization of modern Russian youth. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2020;26(1):166-187. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-1-166-187

Просмотров: 48


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)