Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Газеты в системе медиакоммуникации городов-миллионников. Контент-аналитическое исследование

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-4-118-141

Аннотация

В статье анализируется медиаструктура российских городов-миллионников. Отдельное внимание уделяется контент-анализу содержания городских газет. Изучение медиасистемы с углубленным исследованием печатных изданий и их контента проводилось в соотнесенности с реальными особенностями и условиями развития мегаполисов, а именно с учетом статистических данных о составе населения, экономических, экологических, производственных, транспортных и других инфраструктурных показателях. Концепция исследования базировалась на современных подходах, свойственных урбанистике и социологии города, в рамках которых он рассматривается в комплексе территориально-поселенческих, управленческих, экономических, социально-демографических и социокультурных ракурсов. При этом в статье подчеркивается как особо важная информационно-коммуникационная составляющая функционирования современного города, особенно крупного. В ходе исследования были проанализированы содержание и коммуникативные особенности городских газет 13 городов-миллионников (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга). Результаты показали, что система и содержательная структура прессы миллионников в целом соответствует специфике и роли мегаполисов в жизни страны, отражает функциональные и инфраструктурные особенности этого типа городов, хотя некоторые сферы жизни и проблемы миллионников, особенно экономические, экологические и социальные, недостаточно представлены в содержании газет. Но при этом есть основания говорить, что структура содержания отражает сферу не столько объективных потребностей аудитории, сколько ее интересов. Газеты стремятся скорее развлекать, чем привлекать внимание к решению важных насущных проблем. При этом недооцениваются возможности профессиональной журналистики у которой есть значительные ресурсы не только удерживать внимание читателей, но также поддерживать высокий уровень городской коммуникации, решать актуальные проблемы населения и первостепенные задачи, стоящие сегодня перед мегаполисами как драйверами в реализации национальных проектов.

Об авторах

Г. В. Денисова
Государственный Пизанский университет
Италия

Денисова Галина Валерьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры славистики департамента филологии, литературоведения и языкознания.
Санта-Мария, 36, Пиза, 56121.



Л. Г. Свитич
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Свитич Луиза Григорьевна - доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник кафедры периодической печати факультета журналистики.
Моховая, д. 9, стр. 1, Москва, 125009.



О. В. Смирнова
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Смирнова Ольга Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой периодической печати факультета журналистики.
ул. Моховая, д. 9, стр. 1, Москва, 125009.



М. В. Шкондин
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Шкондин Михаил Васильевич - доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник кафедры периодической печати факультета журналистики.
ул. Моховая, д. 9, стр. 1, Москва, 125009.



Т. В. Яковлева
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Яковлева Татьяна Владимировна - старший преподаватель кафедры периодической печати факультета журналистики.
Моховая, д. 9, стр. 1, Москва, 125009.



Список литературы

1. Andreev Je.P., Osipov G.V. Metody izmerenija v sociologii [Methods of measurement in sociology]. M., 1977 (in Russian).

2. Antoshkina E.L. Perspektivnye problemy krupnejshih rossijskih gorodov [Perspective problems of the largest Russian cities]. URL: http://www.investmentrussia.ru/svoi-biznes/goroda-regioni/perspektivi-razvitija-krupneishih-gorodov.html (in Russian).

3. Bitjukova V.R. Social'no-jekologicheskie problemy razvitija gorodov Rossii [Socio-environmental problems of the development of Russian cities]. M., 2012. (in Russian).

4. Chicherina M.V. Tipologija mediateksta kak osnova formirovanija mediagramot-nosti [Typology of media text as the basis for the formation of media literacy] // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.I. Gercena. 2007. Vyp. 47. t. 9. URL: http://edu.of.ru/attach/17/48045.pdf (in Russian).

5. Demina I.N., Shkondin M.V. Mediasistema Rossii: metodologicheskie aspekty optimizacii [Russian media system: methodological aspects of optimization] // Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki. 2016. T. 5. N 2. S. 187-199 (in Russian).

6. Elishev S.O. Molodezh' kak ob'ekt socializacii i manipuljacii [Youth as an object of socialization and Manipulation] М., 2015 (in Russian).

7. Frolova T.I. Gumanitarnaja povestka dnja rossijskih SMI: zhurnalistika, chelovek, obshhestvo [The humanitarian agenda of the Russian media: journalism, people, society]. M., 2014 (in Russian).

8. Goloshejkin E.V., Motovilov A.V. Krupnye goroda kak faktor regional'nogo razvitija [Large cities as a factor in regional development] // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009. N 26(164). Vyp. 22. S. 87-90 (in Russian).

9. Habermas J. The structural transformation of the public sphere: an inquiry into a category of bourgeois society. Cambridge, 1962.

10. Kasatkina S.S. Mediaprostranstvo sovremennogo goroda [Media space of a modern city] // Filosofskie problemy informacionnyh tehnologij i kiberprostranstva. 2011. N 2. S. 137-148 (in Russian).

11. Korkonosenko S.G. i dr. Sovremennyj rossijskij mediapolis [Modern Russian media city] / Pod red. S.G. Korkonosenko. SPb., 2012 (in Russian).

12. Luhmann N. Die Realitat der Massenmedien. Wiesbaden, 2004.

13. Makkuajr S. Medijnyj gorod: media, arhitektura i gorodskoe prostranstvo [Media city: media, architecture and urban space]. M., 2014 (in Russian).

14. Osipova N.G. sovremennaja sociologicheskaja teorija [Modern sociological theory]. M., 2019 (in Russian).

15. Pashaeva Ja.F. Model' soderzhanija gazety megapolisa v uslovijah prjamoj konkurencii (na primere goroda Chikago) [A model for the content of a megalopolis newspaper in direct competition (for example, the city of Chicago)] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 10. Zhurnalistika. 2016. N 4. S. 81-104 (in Russian).

16. Rogozina I.V. Funkcii i struktura mediakartiny mira. teorija formirovanija me-diasistem [The functions and structure of the media picture of the world. Theory of the formation of media systems]. M.; Barnaul, 2003. URL: http://www.twirpx.com/file/417871/ (in Russian).

17. Sabirova L.M. Rol' gorodov-millionnikov v regional'noj social'no-jekonomicheskoj sisteme [The role of million-plus cities in the regional socio-economic system] // Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. 2012. T. 154. KN. 6. S. 26-31 (in Russian).

18. Sazonov Je.V. Jekologija gorodskoj sredy [Ecology of the urban environment]. M., 2017 (in Russian).

19. Shkondin M.V. sistemnost' i organizovannost' mediasfery: integrativnye aspekty [Consistency and organization of the media sphere: integrative aspects] // Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki. 2018. T. 7. N 1. S. 177-186. DoI: 10.17150/2308-6203.2018.7(1).177-186 (in Russian).

20. Smirnova O.V. Strategii pechatnyh media v jepohu cifrovyh tehnologij [Print Media strategies in the Digital Age] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 10. Zhurnalistika. 2013. N 6. S. 26-38 (in Russian).

21. Svitich L.G., Smirnova O.V., Shkondin M.V. Gazety i zhurnaly v mediasisteme gorodov-millionnikov: sociologicheskoe issledovanie [newspapers and magazines in the media system of million-plus cities: a case study] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 10. Zhurnalistika. 2017. N 5. S. 3-29 (in Russian).

22. Vartanov S.A., Kolesnichenko A.V., Smirnova O.V., Svitich L.G., Shkondin M.V., Jakovleva T.V. Rabota zhurnalista v sovremennoj regional'noj gazete: tvorcheskie aspekty [The work of a journalist in a modern regional newspaper: creative aspects] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 10. Zhurnalistika. 2019. N 6. S. 3-24 (in Russian).

23. Vartanov S.A., Svitich L.G., Smirnova O.V., Shkondin M.V. Mediasistema v kon-tekste razvitija regiona: jekonometricheskij analiz [The media system in the context of the development of the region: econometric analysis] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 10. Zhurnalistika. 2018. N 6. S. 3-30 (in Russian).

24. Vartanova E.L. Postsovetskie transformacii rossijskih sMI i zhurnalistiki [Postsoviet transformations of Russian Media and Journalism]. M., 2013 (in Russian).

25. Vershinina I.A. Sovremennye teorii goroda. Sociologicheskiy analiz [Modern Theories of the City. sociological Analysis] М., 2019 (in Russian).

26. Vizgalov D.V. Brending goroda [City branding]. M., 2011 (in Russian).

27. Vyrkovskij A.V., Makeenko M.I. Konvergencija v rossijskoj ezhednevnoj presse: jekonomicheskie osobennosti i perspektivy [Convergence in the Russian daily press: economic features and prospects] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 10. Zhurnalistika. 2012. N 5. S. 36-49 (in Russian).

28. Zacepilin Ju.V. Gorod kak socium v jepohu vseobshhej informatizacii [City as a society in the era of universal informatization]. Cheljabinsk, 2006 (in Russian).


Рецензия

Для цитирования:


Денисова Г.В., Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Шкондин М.В., Яковлева Т.В. Газеты в системе медиакоммуникации городов-миллионников. Контент-аналитическое исследование. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2020;26(4):118-141. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-4-118-141

For citation:


Denissova G.V., Svitich L.G., Smirnova O.V., Shkondin M.V., Yakovleva T.V. Newspapers in the media-communication system of million cities. Content analytical study. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2020;26(4):118-141. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-4-118-141

Просмотров: 1041


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)