Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Новые формы социальных конфликтов в системе высшего образования России

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-1-188-208

Аннотация

Автор приходит к выводу, что нарастание социальной напряженности и, как следствие, появление новых форм социальных конфликтов в образовательной среде, может быть объяснено неподготовленностью российской системы высшего образования и общества в целом к происходящим изменениям. В результате трансформации современной системы высшего образования в России, с одной стороны, появились новые перспективы для обучения и профессионального развития участников образовательного процесса, а с другой активизировались источники социальной напряженности и конфликтности в образовательной среде. Для реализации системного и эффективного окончательного перехода от традиционной к цифровой модели образования требуется коренная перестройка всей системы высшего образования на государственном уровне, внедрение модульных цифровых образовательных сред и создание эффективной информационной базы на интегрированной образовательной платформе.

Об авторе

Е. Н. Соломатина
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Соломатина Елена Николаевна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры современной социологии социологического факультета

Ленинские горы, 1, стр. 33, Москва, 119234



Список литературы

1. Анохина Ю.А. Проблемы коммерциализации высшего образования: социокультурные и экономические аспекты // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. № 9–10 (13–14).

2. Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М., 2019.

3. Бондаренко А.О., Кудинова А.И., Петрова Н.П. Конфликты в молодежной среде // Символ науки. 2016. № 6–2.

4. Борцов Ю.С. Информатизация образования: парадигмальный переход или технологическое приспособление // Гуманитарий Юга России. 2016. № 3.

5. Демцура С.С., Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А. Рынок образовательных услуг и современные тенденции развития образования в России // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2(19).

6. Игнатова Е.С. Исследование конфликтогенных факторов педагогического взаимодействия в вузе // Дискуссия. 2014. № 10 (51).

7. Изменения стратегий, мотиваций и экономического поведения студентов и преподавателей российских вузов // Информационный бюллетень. М., 2019. (Мониторинг экономики образования. № 1 (133)). URL: https://memo.hse.ru/data/2019/03/05/1196154632/2019_inbul_133(1).pdf (дата обращения: 15.11.2020).

8. Калимуллина О.В., Троценко И.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование. 2018. № 3.

9. Каменев С.В. Образование в цифровом мире: возможности и перспективы // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 425.

10. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург, 2004.

11. Козлова Е.К. Государственное финансирование высшего образования в Российской Федерации // Studarctic forum. 2017. № 6.

12. Крючкова К.С. Модульная система обучения в российских вузах как условие обеспечения академической мобильности студентов // Известия ВГПУ. 2018. № 8 (131).

13. Куприянов Р.В. Межличностные конфликты в диаде преподаватель — студент. Казань, 2011.

14. Кухтевич Т.Н. Социальные конфликты в высшей школе (социологический анализ). М., 1993.

15. Мид М. Культура и мир детства / Коммент. Ю.А. Асеева. М., 1988.

16. Нестерова Л.В. Уровни конфликтности преподавателей высшей школы и способы их снижение // Наука и мир. 2015. № 6.

17. Нефедова А.И. О концептах «Академический капитализм» и «Предпринимательский университет» // Высшее образование в России. 2015. № 6.

18. Образование для сложного общества: Доклад Global Education Futures / Под ред. П. Лукши, П. Рабиновича, А. Асмолова. М., 2018.

19. Осипова Н.Г. Социальное неравенство в современном мире // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019. Т. 25. № 4.

20. Осипова Н.Г., Елишев С.О., Прончев Г.Б. Восприятие социального неравенства московскими студентами // Образование и право. 2020. № 3.

21. Сиволапов А.В. Компьютеризация образования: современные проблемы и перспективы развития // Образование и наука. 2005. № 2.

22. Сыров В.Н., Агафонова Е.В. Конгнитивный менеджмент в структуре образования и науки: философско-методологические аспекты // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 370.

23. Тихомиров В.П., Днепровская Н.В. Смарт-образование как основная парадигма развития информационного общества // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2015. № 11.

24. Цигулева О.В. Образовательные модели высшей школы в странах Западной Европы и России в рамках Болонского процесса // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 388.

25. Шеховцов А.Н., Шеховцова Н.А. Традиции Болонского университета и современный Болонский процесс // Вестник ВолГУ. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2013. № 1 (23).


Рецензия

Для цитирования:


Соломатина Е.Н. Новые формы социальных конфликтов в системе высшего образования России. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2021;27(1):188-208. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-1-188-208

For citation:


Solomatina E.N. New forms of social conflicts in the system of higher education in Russia. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2021;27(1):188-208. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-1-188-208

Просмотров: 1021


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)