Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Анализ детских игрушек как инструмент прогнозирования облика будущего поколения

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-3-236-252

Аннотация

В данной работе обсуждаются социальные и поколенческие теории, созданные видными социологами и экономистами, выявленные ими закономерности развития общества, а также прослеживается взаимосвязь между портретом того или иного поколения и игрушками для детей до 7–11 лет, распространенными в годы формирования данного поколения. Дан обзор современных популярных игрушек и сделан прогноз о том, какие черты и ценности поколения может сформировать их распространение. В начале работы говорится о связи волновой теории Н. Кондратьева, отражающей экономическую ситуацию, оказывающей влияние на формирование облика поколения, и теорией поколений Хоува-Штрауса, а также о социологических трудах, дополняющих современное представление о поколениях: иерархия поколенческих ценностей А.М. Рикель, классификация поколений Ю.А. Левада. Далее внимание уделяется истории игрушек с 1920-х по 2020 гг. и проводится анализ влияния игрушек на формирование поколения, выявляются закономерности между ценностями поколения и распространенными в соответствующий исторический период игрушками, прогнозируется результат влияния современных игрушек на портрет поколения, а также затрагиваются причины такого современного тренда, как геймификация. Поиск закономерностей, по которым изменяется общество, описание разных поколений и исторических и экономических факторов, обусловивших их формирование, попытки предсказать облик следующих поколений актуальны и имеют перспективу развития на стыке общественных и точных наук, могут быть применены в целях прогнозирования сценариев будущего развития социума. Выявление причинно-следственных связей и последующее их выражение с помощью математических методов позволит компаниям и государственным органам быть более готовыми к новым вызовам, адаптироваться к изменениям запросов общества и тенденций его развития. На данном этапе работа частично освещает облик поколения, рожденного в 2000–2020 гг., и оставляет вопросы для дальнейшего исследования.

Об авторе

Е. С. Новикова
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Новикова Елена Сергеевна, специалист по УМР кафедры дидактической лингвистики и теории преподавания РКИ филологического факультета

Ленинские горы, первый учебный гуманитарный корпус, г. Москва, 119991



Список литературы

1. Акаев А.А. Большие циклы конъюнктуры и инновационно-циклическая теория экономического развития Шумпетера-Кондратьева // Экономическая наука современной России. М., 2013.

2. Акаев А.А., Садовничий В.А. Математические модели для расчета динамики развития в эпоху цифровой экономики // ДАН. 2018. Т. 482. № 3.

3. Воронцова Ю.А. Теоретическая основа теории поколений // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 2.

4. Герасимова Е., Чуйкина С. Общество ремонта // Неприкосновенный запас. 2004. № 2.

5. Гурова И.М., Евдокимова С.Ш. Современная теория поколений в ракурсе циклов Кондратьева // Х Международная Кондратьевская конференция “Научное наследие Н.Д. Кондратьева и современность” (г. Москва, 28–29 сентября, 2017). М., 2017.

6. Гусева А.Ю. Эстетика игрушки как феномена массовой культуры. СПб., 2001.

7. Дроны и радиоуправляемые игрушки завоевывают рынок. URL: https://tlum.ru/news/drony-i-radioupravlaemye-igruski-zavoevyvaut-rynok/ (дата обращения: 14.10.2020).

8. За высокое качество // Советская игрушка. 1935. № 1.

9. Зиновьева Т.Н. Отношение “человек-игрушка” в культуре. Ростов-н/Д., 2001.

10. Левада Ю.А. Сочинения: Избранное. Социологические очерки. М., 2000–2005.

11. Лёйтнер Л.В. “Совсем как настоящие…” — игры и игрушки в СССР в 1950–1960 годы // Интерлос. Неприкосновенный запас. 2011. № 3.

12. Марченко М.А. На стыке культур. Игрушка СССР 1920–1930 годов // Общество. Среда. Развитие. 2017. № 3.

13. Мурзилка. 1959. № 12.

14. Ожиганова Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения. Бизнес-образование в экономике знаний. М., 2015.

15. Онощенко С.В. Игрушка как средство формирования социального опыта дошкольников. Тамбов, 2009.

16. Пионерская правда. 1953. Выпуски.

17. Попов Н.П. Российское и американское поколение XX века: откуда пришли миллениалы? // Государство и общество. Фонд “Петербургская политика”. СПб., 2017.

18. Проект “Теория Поколений в России” (RUGeneration). URL: https://rugenerations.ru (дата обращения: 14.10.2020).

19. Рикель А.М. Социально-психологическая модель ценностей различных поколений современного российского общества // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 4.

20. Родителям об играх и игрушках // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.

21. Сайт Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы “Школа № 1412” // Влияние игрушек на развитие ребенка. URL:https://sch1412sv.mskobr.ru/dou_edu/korpus_8/obrazovanie/gruppa_3_quot_solnyshki_luchiki_quot/vliyanie_igrushki_na_razvitie_rebyonka/ (дата обращения: 10.09.2020).

22. Семенова В.В. Социальный портрет поколений // Россия реформирующаяся / Под ред. Л.М. Дробижевой. М., 2002.

23. Ткаченко А.А. Кондратьева циклы // Большая российская энциклопедия. Т. 15. М., 2010.


Рецензия

Для цитирования:


Новикова Е.С. Анализ детских игрушек как инструмент прогнозирования облика будущего поколения. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2021;27(3):236-252. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-3-236-252

For citation:


Novikova E.S. Analysis of children’s toys as a method for predicting the future generation. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2021;27(3):236-252. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-3-236-252

Просмотров: 1244


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)