Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Влияние пандемии COVID-19 на образовательные технологии

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2022-28-2-48-68

Аннотация

COVID-19 оказал существенное влияние на многие сферы жизни общества, и сектор образования не стал исключением. Статья посвящена влиянию пандемии COVID-19 на образование. В ней рассматриваются позитивные тенденции развития образовательных моделей (BYOD, Blended Learning) и технологий (e-learning, m-learning), российского программного обеспечения (iSpring Suite, iSpring Suite Max, iSpring Space, EV Toolbox Advanced 9), образовательных сервисов (Удоба, eTreniki, Learnis, Zoom, Skype, сервисы Яндекса: Телемост, Практикум, Школа, Учебник, Уроки, Учитель, Репетитор, Формы) и платформ (Core, Stepik, Российская электронная школа, Московская электронная школа, “ЯКласс”, “Учи.ру”, “Lecta.rosuchebnik.ru”, “Просвещение”), мобильных приложений (“Walking Museum”). Данная работа содержит анализ не только положительного, но и негативного влияния пандемии на общеобразовательную и высшую школу; приводятся результаты опросов. В статье показывается, что цифровые и информационные технологии становятся одними из ведущих в сфере образования. Масштабное развитие новых информационных инструментов, включая сервисы Интернета, привело к модификации цифровой образовательной среды. Условия пандемии выявили потребность адаптироваться и внести изменения в совершенствование способов обучения и применения дистанционных образовательных технологий, которые реализуют принципы открытого образования (свобода в выборе времени, места и темпов обучения, свободное развитие индивидуальности, свобода составления индивидуальной программы обучения и т.д.). Практика, адекватно реагирующая на сложившуюся ситуацию, привела к пониманию необходимости быстрого создания конструкторов электронных курсов (iSpring Suite Max, iSpring Space). Пандемия привела к необходимости срочно повышать компетентность педагогов в области ИКТ, а следовательно, в разработке соответствующих курсов повышения квалификации.

Об авторе

Д. Н. Монахов
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

канд. пед. наук, доц. кафедры современной социологии социологического факультета

Ленинские горы, д. 1. стр. 33, г. Москва, Российская Федерация, 119234



Список литературы

1. музеев мира, по которым можно прогуляться, не отходя от компьютера. URL: http://www.like-a.ru/?p=30169 (дата обращения: 05.01.2022).

2. Виртуальные экскурсии по музеям России. URL: http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html (дата обращения: 15.01.2022).

3. Интересная статистика: смартфоны, соцсети, Интернет. URL: https://androidinsider.ru/analitika/interesnaya-statistika-smartfony-soczseti-internet.html#skolko_lyudej_polzuetsya_smartfonami (дата обращения: 09.01.2022).

4. Как пандемия повлияла на образование. URL: https://zaochnik.ru/blog/kak-pandemija-povlijala-na-obrazovanie/ (дата обращения: 15.01.2022).

5. Монахова Г.А., Монахов Д.Н., Прончев Г.Б. Информационно-коммуникационная компетентность педагогических кадров как средство ликвидации цифрового неравенства и обеспечения информационной безопасности России // Представительная власть – XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2015. № 4 (139). С. 37–43.

6. Московская электронная школа. URL: https://school.mos.ru/ (дата обращения: 13.01.2022).

7. Образование в условиях ковида. URL: https://plus.rbc.ru/specials/obrazovanie-v-usloviyah-kovida (дата обращения: 13.01.2022).

8. Прончев Г.Б., Монахова Г.А., Монахов Д.Н. Микрообучение как феномен циф-ровой трансформации образования // Образование и право. 2020. № 6. С. 299–304.

9. Прончев Г.Б., Монахова Г.А., Монахов Д.Н. Социальные аспекты трансформа-ции российского образования в условиях цифровизации // Образование и право. 2020. № 6. С. 208–214.

10. Просвещение. URL:https://prosv.ru/ (дата обращения: 14.01.2022).

11. Работаем по-старому: трудности цифровой трансформации школ. URL: https://zen.yandex.ru/media/obucheniepro/rabotaem-postaromu-trudnosti-cifrovoi-transformacii-shkol-61c07e6a45cc07341c255470?&utm_campaign=dbr& (дата обращения: 14.01.2022).

12. Российская электронная школа. URL: https://resh.edu.ru/ (дата обращения: 14.01.2022).

13. Тренды образования 2022. URL: https://vk.com/prosv_i?w=wall- Trendy obrazovaniya 202210474189_58357&utm_campaign=news_january_2022_vypusk_1&utm_medium=email&utm_source=Sendsay (дата обращения: 15.01.2022).

14. Туразашвили Б. Влияние коронавируса на индустрию образования и новые тренды. URL: https://rb.ru/opinion/covid-and-education/ (дата обращения: 14.01.2022).

15. УДОБА. URL: https://udoba.org (дата обращения: 16.01.2022).

16. Университеты и школы тестируют смешанные форматы обучения. URL: https://rg.ru/articles/microsoft/ (дата обращения: 14.01.2022).

17. Учи.ру. URL: https://uchi.ru/ (дата обращения: 12.01.2022).

18. Экскурсии по музеям мира. URL: https://my.mail.ru/mail/irina-v-levina/video/344 (дата обращения: 14.01.2022).

19. ЯКласс. URL: https://www.yaklass.ru/ (дата обращения: 14.01.2022).

20. Яндекс.Контест. URL: https://contest.yandex.ru/ (дата обращения: 14.01.2022).

21. Яндекс.Практикум. URL: https://practicum.yandex.ru/ (дата обращения: 14.01.2022).

22. Яндекс.Репетитор. URL: https://yandex.ru/tutor/ (дата обращения: 14.01.2022).

23. Яндекс.Уроки. URL:https://education.yandex.ru/lab/library (дата обращения: 19.01.2022).

24. Яндекс.Учитель. URL: https://teacher.yandex.ru/courses (дата обращения: 19.01.2022).

25. Яндекс.Школа. URL: https://school-ya.ru/ (дата обращения: 19.01.2022).

26. iSpring. URL: https://www.ispring.ru (дата обращения: 15.01.2022).

27. Lecta.rosuchebnik.ru. URL: https://lecta.rosuchebnik.ru/ (дата обращения: 13.01.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Монахов Д.Н. Влияние пандемии COVID-19 на образовательные технологии. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2022;28(2):35-49. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2022-28-2-48-68

For citation:


Monakhov D.N. The impact of the COVID-19 pandemic on educational technologies. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2022;28(2):35-49. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2022-28-2-48-68

Просмотров: 693


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)