СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО 
Начало. Окончание статьи см. в № 3 за 2021 г.
Настоящая статья посвящена анализу одного из важнейших и всегда актуальных социальных феноменов — социального неравенства, которое рассматривается сквозь призму молодежных представлений о формах его проявления и особенностях. Авторами представлены результаты социологического исследования, направленного на выявление отношения современной российской молодежикпроблемесоциальногонеравенствавцелом,атакжедиверсификации его форм в современном мире и в России. Исследование было проведено в 2020 г. сотрудниками социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова под руководством доктора социологических наук профессора Н.Г. Осиповой и доктора социологических наук, профессора С.О. Елишева при финансовой поддержке РФФИ, в рамках проекта № 18-011-01106 “Новые формы социального неравенства и особенности их проявления в современной России”.
В ходе проведения исследования летом 2020 г. методом анкетного опроса в онлайн-формате было опрошено 628 молодых людей (в возрасте от 16 до 30 лет) изразныхрегионовРоссии.Распределениереспондентовпополуиродузанятийсоответствует параметрам выпускников гуманитарных вузов. 28% опрошенных молодых людей составляли лица мужского пола, а 72% — женского. 9% опрошенных (т.е. более половины из них) составили молодые люди в возрасте от 20 до 24 лет, 24,84% — от 16 до 19 лет, 12,26% — от 25 до 30 лет.
Методика исследования (в основе которой лежит анкета) была во многом аналогична методике, использованной авторами в 2019 г. для анализа ценностных ориентаций и представлений студенческой молодежи московских вузов. Эта методика была дополнена новыми блоками вопросов, связанных с особенностями и спецификой проявления в России таких относительно новых форм социального неравенства как неравенство цифровое и неравенство в отношении здоровья. Вопросы, на которые были получены ответы, носили как общий, так и частный характер и в целом отражали ключевые тренды отношений молодежи к проблеме социального неравенства в условиях во всех отношениях сложной социальной ситуации, сложившейся в 2020 г. Детальный анализ ответов на вопросы, представленный в анкете, показал, что, хотя социальное неравенство и признается современной российской молодежью в качестве актуальной социальной проблемы, она не занимает ключевое место в ряду злободневных для российской молодежи проблем.
Актуальность работы обусловлена трансформациями современной системы социальной стратификации и возможностей социальной мобильности, а также необходимостью поиска релевантных подходов для их изучения. Статья посвящена реконструкции в целостном виде основных положений теории социальной стратификации П. Бурдье. Его видение социальной структуры современного общества отличается оригинальностью и основано на многочисленных эмпирических исследованиях. В статье анализируются методологические основы и особенности теории социальной стратификации французского социолога. Рассматривается эвристический потенциал одного из современных конструктивистских методологических подходов к анализу социальной стратификации и социальной мобильности. П. Бурдье значительно способствовал тому,чтосоциологическоеобъяснениесовременнойсистемысоциальнойстратификации трансформируется. Он описал основные характеристики социальной структуры постиндустриального общества, главные тенденции ее развития, разработал предложения по использованию некоторых категорий, необходимых для ее объяснения. Разрабатывая собственную теорию габитуса и теорию социального капитала, П. Бурдье предлагает исследовать позицию индивида, которая представлена через стиль жизни. Теория социальной стратификации Бурдье может быть применима к проблемам современного социального неравенства. Автор статьи предпринял попытку проследить исследовательскую логику французского социолога, а также показать взаимосвязь различных блоков теории социальной стратификации.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 
В данной работе рассматриваются и подробно исследуются ключевые теоретические аспекты и ведущие идейно-политические направления Движения за права чернокожих США в 1960-е гг. В качестве основных источников автор использует работы и речи его самых известных представителей, таких как: Мартин Лютер Кинг, Малькольм Икс, Стокли Кармайкл, Хьюи Перси Ньютон, Роберт Сил, Элдридж Кливер, выделяя основные направления и доминирующие тенденции. В качестве основного метода исследования предлагается материалистическая диалектика. Это дает возможность рассмотрения процесса становления Движения за права афроамериканцев непосредственно в развитии. Автор не только проводит сравнительный анализ различных течений и идейнополитические воззрений наиболее выдающихся представителей указанного движения, но и делает это в динамике, объясняя природу и механизм происходящих качественных изменений с помощью законов материалистической диалектики. В частности, на смену противостоящих друг другу классических концепций интеграционизма и черного национализма, лежащих в основе определения пресловутой амбивалентности афроамериканского сознания, во второй половине 1960-х гг. приходят революционный черный национализм и революционный социализм, отрицающие два предыдущих и одновременно тесно связанные с ними. В качестве вывода предлагается концепция понимания качественных трансформаций Движения за права чернокожих в США, а также проводятся параллели с сегодняшним подъемом социально-расового движения, происходящих в рамках все того же дискурсивного поля, окончательно сформировавшегося именно в 1960-е гг. и продолжающего доминировать среди протестно-настроенной части афроамериканского населения и по сей день. Это дает автору возможность сделать прогноз по дальнейшему развитию ситуации в США и сценарий развития Движения.
Открытие Америки, само по себе являющееся судьбоносным событием в европейской истории, совпало с тектоническими трансформациями, происходящими в религиозной сфере. Книгопечатание, создание национальных переводов Библии, переосмысление привычных форм религиозности — все это поспособствовало созданию особого религиозного и религиозно-политического климата эпохи. Англия, ставшая одной из наиболее успешных колониальных держав, одновременно являлась и страной, переживающей эти религиозные трансформации особенно ярко. Провозгласив раньше многих о своей церковной независимости от Рима, Англия стала пространством для интенсивного поиска новой религиозной идентичности и связанного с этим процессом возникновения различных протомессианских концепций. Параллельно с этим конкуренция новых религиозных доктрин в условиях принципиальной возможности санкционированных государством притеснений инакомыслящих создала специфическую среду, делающую вопрос о политической свободе особенно актуальным и связанным с христианским контекстом. Получив в Америке дополнительное развитие и соединившись с возросшим антиколониальным и национально-освободительным посылом, все эти идейные потоки могли дать старт одному из наиболее примечательных аспектов ранней американской социально-политической мысли и идентичности, в рамках которого в единую композицию сплетаются либерализм, республиканизм, провиденциализм, мессианизм и христианская религиозность. Дебаты о влиянии этого идейного комплекса на развитие американской идентичности и государственности ведутся по сей день, вызывая порой полярные оценки. Однако, как представляется, данный феномен так или иначе является примечательным фактором американской истории, который в какой-то мере остаётся актуальной темой обсуждения и для современной Америки.
СОЦИОЛОГИЯ ДЕВИАЦИИ 
Статья имеет целью рассмотрение возможностей использования контролологической (критической) перспективы в анализе социального контроля преступности. Автор раскрывает основные положения новой социологии социального контроля или, иначе, контролологии, получившие поддержку в современных концепциях социального контроля. Показано отличие контролологических представлений от классического правового дискурса. Оно, в первую очередь, касается восприятия институционального насилия государственных институтов противодействия преступности и обеспечения безопасности. Дискуссии, отражающие критическое видение контроля преступности, разворачиваются по трем основным направлениям. Первое касается рассмотрения контроля не только в качестве инструмента поддержания установленного государством порядка, но и в аспекте его негативных последствий для индивидов и общества. Рассмотрены вопросы, связанные с избирательным контролем деятельности лиц, занимающих определенный статус во власти и влияющих на конструирование правового поля. Второе направление связано с анализом целей социального контроля. Представлены способы сегрегации лиц, в отношении которых вынесено обвинительное заключение. В отношении них реализуется принцип поведенческой гомогенности, который проявляется как в определенном профессиональном “обхождении” с заключенными, так и в возбуждении у населения стойкого негативного отношения к ним. Рассматривается вопрос о социально-культурной виктимизации заключенных. В третьем направлении прослеживается критическое восприятие предмета деятельности агентов контроля преступности. Здесь в центре внимания исследователей находится понятие “надежность”, которое дискутируется применительно к оценке рисков преступности, средств обеспечения безопасности и правомерности действий агентов контроля. Основные положения и выводы в статье подкреплены статистическими данными и результатами различных исследований.
СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ 
В статье рассматриваются особенности трансформации представлений и социальных установок жителей постсоветских стран, касающихся семейности и близких отношений. Статья базируется на анализе результатов третьей и шестой волн международного лонгитюдного исследования — World Values Survey. Авторы обосновывают вывод о широком распространении в постсоветских странах традиционных ценностных ориентаций, как адаптационной стратегии государства и общества в ответ на большие вызовы. В тоже время, в статье делается вывод об амбивалентности и асимметричности трансформаций в сфере близких отношений. Выделяется четыре модели таких отношений в постсоветских странах. Особую роль в трансформации близких отношений играет, по мнению авторов, государственная политика. Она носит протаналистский характер, не учитывает особенностей разных форм и видом отношений и ориентирована, главным образом, на повышение деторождения. Это несомненно, снижает ее потенциал как механизма адаптации государства в ситуации демографического перехода.
Спорт — сложный, противоречивый феномен современности. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью дать ответ на ряд вопросов, связанных с определением его места среди ценностей современного общества и личности, выявлением возможности реализации гуманистического потенциала современного спорта, а также наиболее значимых проблем его развития в условиях глобализации. Эти вопросы связаны с изучением влияния социокультурных факторов на развитие спорта. Целью данной статьи является исследование влияния национальных традиций, социальной структуры общества, а также глобализационных процессов на развитие спорта. Показано, что спорт является отражением тех национальных систем, в рамках которых он развивался. Отмечено, что под влиянием социокультурных факторов меняется сущность и значимость спорта. Спорт не только отражает определенную систему ценностей общества, но также популяризирует и укрепляет ее. Он способен формировать свою собственную субкультуру, такие ценности, которые отличаются от общепринятых, от ценностей других составляющих социально-культурной системы. Показано, что современные тенденции развития спорта — индивидуализация, массификация, десакрализация, рационализация, универсализация — согласовываются с основными положениями концепции глобального развития А. де Бенуа. Акцентируется внимание на том, что в условиях глобализации происходит трансформация ценностей традиционного спорта, что приводит к дегуманизации спортивного движения, доминированию в нем технократического стиля мышления, к политизации, коммерциализации современного спорта, применениюдопинга дляулучшения спортивных результатов и т.п. Глобализация спорта стала своего рода культурной интервенцией, посягающей на национальные традиции и устои. Отмечается позитивное и негативное влияние средств массовой коммуникации на развитие спорта. С одной стороны, они способствуют, популяризации спорта, а с другой, превращению его в продукт потребления. Предметом продажи и потребления становится не только спортивное зрелище, спортинвентарь, но и сами спортсмены, их имидж, образ жизни, нравственные принципы. Высказывается надежда, что формула “единство в многообразии” станет естественной аксиомой не только для развития спорта, но и всего человечества.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ 
В статье исследуется феномен религиозного фактора в современной мировой политике, предлагается учитывать религиозный фактор наряду с иными факторами исторического развития (экономическим, политическим, социальным, природно-климатическим и др.). С традиционалистской точки зрения показано противостояние учения гуманизма и традиционных религий, как духовное противостояние различных религиозных учений. Раскрыты основные духовно-политические процессы в современном мире: процесс целенаправленного уничтожения традиционных ценностей, религий и культур и противостоящий ему процесс возрождение традиционных ценностей, религий и культур с целью сохранения “цветущей сложности”, т.е. цивилизационного разнообразия мирового сообщества. В рамках первого процесса, на основе многочисленных данных, показана борьба сторонников религиозно-философского учения гуманизма с традиционными религиозными учениями, прежде всего с христианством, а главной задачей этой борьбы указана десхристианизация человека и общества, ведь именно христианское вероучение лежит в основе локомотива мировой истории, европейской цивилизации. Основная цель этой борьбы заключается в заменехристианстваитрадиционныхмировыхрелигийрелигиейчеловекобожия, т.е. гуманизма и рационализма. Раскрывается смысл концепции трансгуманизма: создание искусственного, унифицированного, полностью управляемого мира, населенного биообъектами без индивидуальности и вообще каких-либо личностных признаков. Таким образом раскрыта античеловеческая сущность религии человекобожия — уничтожение “человека естественного”. В статье представлены основные сущностные черты противоположного первому второго духовно-политического процесса. На базе многочисленных социологических исследованийдоказано,чтовцеломвмирепроисходитзаметныйросттрадиционной религиозности и значения традиционных религий. Усиление роли традиционных религий и религиозных организаций в жизни общества, прежде всего православия и Русской Православной Церкви, фиксируется и в России. В тоже время в статье отмечаетсяпротиворечивыйхарактеробоихпроцессов,противостояниекоторых еще далеко от завершения. В результате проведенного анализа сделаны три основных вывода. Первое: в будущем сохранятся и станут определять мировую политику те народы и цивилизации, чей духовный корень окажется наиболее крепким, а традиционные духовные смыслы и ценности продолжат оставаться значимыми для большинства членов того или иного сообщества. Второе: в проигрыше, вплоть до полного исчезновения, окажутся те народы и цивилизации, кто будет и дальше пребывать в состоянии духовного оскудения и, в итоге, окончательно утеряют собственную духовную суверенность. Третье: отказ от традиционных религий, смыслов и ценностей в пользу религии человекобожия может привести человечество к физическому исчезновению и замене “человека естественного” “искусственным интеллектом”.
Данная статья посвящена взаимоотношениям России и западных стран, анализу некоторых разногласий между ними, обусловленных спецификой и политическим положением России. Автор прослеживает формирование единого евразийского пространства со времен падения Хазарского каганата вплоть до наших дней. В своем исследовании автор ссылается на восприятие России как центра общего евразийского пространства таких мыслителей, историков и общественных деятелей, как Р. Вильсон, А. де Кюстин, Ф. Достоевский, Н. Бердяев, Н. Трубецкой, О. Шпенглер, А. Сахаров, Н. Назарбаев, Н. Рязановский, В. Путин, С. Кара-Мурза, М. Лаумулин. По мнению автора, распад СССР ознаменовался откатом в качестве жизни некоторых бывших союзных республик, ставших независимыми государствами. Особым индикатором подлинной интеграции в разные годы становится курс на развитие (или отказ от него) азиатской части России. Анализ евразийской интеграции и роль в ней России (которая сама представляет собой модель подобных отношений) неизбежно приводит к сравнению с Европейским Союзом (союзом гораздо более однородных государств) и констатации явных отличий между двумя этими моделями.
В настоящей статье осуществляется прикладной анализ сетевых социальных технологий, посредством которых западные IT-корпорации оказывают прямое и опосредованное влияние на политические процессы. Предметом исследования выступает совокупность инструментов форматирования публичного информационного пространства, нашедших применение в ходе электоральной кампании по выборам президента США 2020 г. Совокупность эмпирических наблюдений позволяет утверждать, что крупнейшие сетевые ресурсы (Facebook, Twitter, Google, YouTube и др.) так или иначе способствовали успеху кандидата от Демократической партии.
Изучив релевантный американский опыт, авторы статьи выделяют набор манипулятивных технологий, используемых администрацией социальных сетей для формирования специфических электоральных установок у пользователей. В их числе блокировка аккаунтов; настройка поисковых алгоритмов таким образом, чтобы они выдавали заранее запрограммированный результат; маркировка идеологически чуждых материалов как “фейковых”, “недостоверных”, “манипулятивных” и “потенциально опасных”; автоматическая рекомендация тех или иных материалов к просмотру; удаление или искусственная пессимизация неугодного контента.
Стремясь к расширению собственной аудитории, социальные сети насыщают виртуальное пространство так называемым “партизанским” контентом, который у одной части общества вызывает бурное одобрение, а у другой — не менее бурное возмущение. Это влечет за собой поляризацию и радикализацию масс. Наиболее деструктивные последствия данного процесса констатируются в США, где приверженцы Демократов и Республиканцев из политических оппонентов превращаются в полных антагонистов.
Обретение социальными сетями, поисковыми системами и новостными агрегаторами политической субъектности создает предпосылки для качественного изменения устоявшихся электоральных практик. Наибольшую озабоченность вызывает способность IT-корпораций манипулировать политическим сознанием и поведением граждан в ходе судьбоносных избирательных кампаний. Осознание данного обстоятельства заставляет авторов статьи поставить вопрос о необходимости упорядочения политико-коммуникационных процессов, разворачивающихся на виртуальных платформах в интернете.
НАУЧНЫЕ РЕЦЕНЗИИ 
Как известно, изучение прошлого, настоящего и такого туманного будущего общества (и его ряда классов) по-прежнему приковывает пристальные взгляды многих представителей научного академического общества (в том числе и коллег по социологическому цеху). Данная статья представляет собой рецензию на монографию члена-корреспондента РАН Ж.Т. Тощенко “Прекариат: от протокласса к новому классу”, изданную в 2018 г. издательством “Наука”. Монография позволяет читателю ощутить, как стремительно менялась социально-классовая структура зарубежного, Советского, а затем и Российского общества. В ней Ж.Т. Тощенко наглядно отражены исторические аспекты развития и функционирования нового социального класса — “прекариата”. Доказан вывод, что прекариат не имеет явственного видения своего будущего, уверенности в обеспеченности своей личной жизни и гарантированности спокойной старости по завершению трудовой деятельности. Внушительней ряд зарубежных и отечественных статистических данных еще больше подтверждает выводы обоснованные Ж.Т. Тощенко. В дальнейшем автором монографии выясняются последствия существования и функционирования этого нового социально-классового феномена.
ISSN 2541-8769 (Online)