Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Современные технологии социального управления в политическом процессе США (на примере президентской избирательной кампании 2020 г.)

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-2-200-217

Полный текст:

Аннотация

В настоящей статье осуществляется прикладной анализ сетевых социальных технологий, посредством которых западные IT-корпорации оказывают прямое и опосредованное влияние на политические процессы. Предметом исследования выступает совокупность инструментов форматирования публичного информационного пространства, нашедших применение в ходе электоральной кампании по выборам президента США 2020 г. Совокупность эмпирических наблюдений позволяет утверждать, что крупнейшие сетевые ресурсы (Facebook, Twitter, Google, YouTube и др.) так или иначе способствовали успеху кандидата от Демократической партии.

Изучив релевантный американский опыт, авторы статьи выделяют набор манипулятивных технологий, используемых администрацией социальных сетей для формирования специфических электоральных установок у пользователей. В их числе блокировка аккаунтов; настройка поисковых алгоритмов таким образом, чтобы они выдавали заранее запрограммированный результат; маркировка идеологически чуждых материалов как “фейковых”, “недостоверных”, “манипулятивных” и “потенциально опасных”; автоматическая рекомендация тех или иных материалов к просмотру; удаление или искусственная пессимизация неугодного контента.

Стремясь к расширению собственной аудитории, социальные сети насыщают виртуальное пространство так называемым “партизанским” контентом, который у одной части общества вызывает бурное одобрение, а у другой — не менее бурное возмущение. Это влечет за собой поляризацию и радикализацию масс. Наиболее деструктивные последствия данного процесса констатируются в США, где приверженцы Демократов и Республиканцев из политических оппонентов превращаются в полных антагонистов.

Обретение социальными сетями, поисковыми системами и новостными агрегаторами политической субъектности создает предпосылки для качественного изменения устоявшихся электоральных практик. Наибольшую озабоченность вызывает способность IT-корпораций манипулировать политическим сознанием и поведением граждан в ходе судьбоносных избирательных кампаний. Осознание данного обстоятельства заставляет авторов статьи поставить вопрос о необходимости упорядочения политико-коммуникационных процессов, разворачивающихся на виртуальных платформах в интернете.

Об авторах

П. Я. Фельдман
ОУП ВО “Академия труда и социальных отношений”
Россия

Фельдман Павел Яковлевич, канд. полит. наук, доц., доц. кафедры философии и социологии 

ул. Лобачевского, 90, г. Москва, Российская Федерация, 119454 



Н. С. Данюк
Института стратегических исследований и прогнозов (ИСИП) РУДН
Россия

Данюк Никита Сергеевич, канд. историч. наук, первый заместитель директора; член Общественной палаты РФ

ул. Миклухо-Маклая, 10, г. Москва, Российская Федерация, 117198



Я. С. Сенокоп
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Сенокоп Ян Станиславович,  асп. кафедры международных отношений и интеграционных процессов факультета политологии

Ленинские горы, 1, г. Москва, Российская Федерация 119991 

 



Список литературы

1. Аккаунты президента США в Twitter перейдут Байдену в день инаугурации // РБК. 2020.21.10. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5e881119a79470551c07cfd (дата обращения: 23.11.2020).

2. В Госдуму внесли проект закона о санкциях против зарубежных IT-платформ за цензуру российских СМИ // Взгляд. 2020.19.11. URL: https://vz.ru/news/2020/11/19/1071356.html (дата обращения: 20.11.2020).

3. Кастельс М. Власть коммуникации. М., 2020.

4. Коронавирус и дети: 12 вопросов о том, что грозит вашему ребенку // BBC. 2020.14.04. URL: https://www.bbc.com/russian/vert-fut-52231282 (дата обращения: 20.11.2020).

5. Осипова Н.Г., Челищев В.И. Социальные механизмы и технологии манипулятивного управления личностью // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2016. Т. 22. № 4.

6. Панарин И.Н. СМИ, пропаганда и информационные войны. М., 2012.

7. “Свободасловадлясвоих”:какFacebookзаблокировалпопулярныеновостные страницы из-за “связей” с RT // Russia Today. 2019.19.02. URL: https://russian.rt.com/world/article/603562-facebook-blokirovka-rt (дата обращения: 20.11.2020).

8. Трамп “благословил” сделку с TikTok. В США его пока не будут запрещать // BBC. 2020.20.09. URL: https://www.bbc.com/russian/news-54228338 (дата обращения: 20.11.2020).

9. Шатин Ю.В. Постправда как риторический феномен в современном медиапространстве // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2020. Том 19. № 6.

10. Twitter на время заблокировал аккаунт избирательной кампании Трампа // Deutsche Welle. 2020.06.08. URL: https://www.dw.com/ru/twitter-zablokirovalaakkaunt-izbiratelnoj-kampanii-trampa/a-54456473 (дата обращения: 20.11.2020).

11. Twitter обратил внимание пользователей на фейки в постах Трампа // РБК. 2020.27.05. URL:

12. https://www.rbc.ru/society/27/05/2020/5ecdba8c9a794773d1b8808f (дата обращения: 20.11.2020).


Для цитирования:


Фельдман П.Я., Данюк Н.С., Сенокоп Я.С. Современные технологии социального управления в политическом процессе США (на примере президентской избирательной кампании 2020 г.). Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2021;27(2):200-217. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-2-200-217

For citation:


Feldman P.Ya., Danyuk N.S., Senokop Ya.S. Modern technologies of social management in the US political process (using the example of the 2020 presidential election campaign). Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2021;27(2):200-217. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-2-200-217

Просмотров: 71


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)