Социальные механизмы управления предприятиями в Китае: современное состояние исследований и перспективы развития
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2022-28-1-149-167
Аннотация
В настоящее время все большую актуальность приобретает исследование управления в компании с социологической точки зрения. Предприятие начинает восприниматься не просто как объект экономической деятельности, а как социальная система, происходящие процессы в которой должны регулироваться и контролироваться на основе учета особенностей социальной среды. В статье автор предпринимает попытку рассмотреть текущее состояние исследований социальных механизмов управления предприятием в Китае, а также определяет перспективы дальнейшего их развития. Автор выявляет факторы, оказывающие влияние на социальную среду китайских предприятий, что позволяет сделать вывод об особенностях формирования социальных механизмов управления в них. Методология исследования основывается на использовании методов анализа научной литературы, контент-анализа, обобщения. Выводы исследования основываются на собственном опыте автора и знании китайской специфики социальной среды компаний Китая, а также итогах теоретического анализа. По результатам исследования автор делает вывод, что в настоящее время управление на предприятии с точки зрения социологической науки изучено недостаточно, отсутствуют исследования социальных механизмов управления предприятиями, что свидетельствует о необходимости более глубокого изучения данной проблемы. На социальные механизмы управления в китайских компаниях особое влияние оказывают особенности традиционной китайской культуры и господствующих философских концепций конфуцианства, даосизма и моизма. Одной из главных задач в развитии социальных механизмов управления в китайских компаниях выступает интеграция идей “человокоориентированного” мышления и “общества знакомств” в процесс управления и создания модели управления “с китайской спецификой”.
Об авторе
Чжао ЮньхуэйРоссия
Чжао Юньхуэй, асп. кафедры современной социологии социологического факультета
Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, 119234
Список литературы
1. Клементьев Д.М., Бубнова М.И. Экономическая социология и социология управления: специфика исследований управленческих процессов // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 75. С. 145–167.
2. Магулаева А.А. Анализ современных Моделей зарубежной социологии управления // МНКО. 2018. № 6 (73). С. 418–421.
3. Mandják T., Szántó Z. How can economic sociology help business relationship management? // Journal of Business & Industrial Marketing. 2010. N 2. P. 304–322.
4. Sitkin S.B., George E. Managerial trust-building through the use of legitimating formal and informal control mechanisms // International Sociology. 2005. Vol. 20. N 3. P. 307–338.
5. Zafi rovski M. Economics in sociology? Original economic theories, concepts and approa ches in classical sociologists // Review of Social Economy. 2021. Vol. 79. N 4. P. 664–716.
6. 䱸ᑍ䵆.㇑⨶⽮Պᆖ㿶䟾лⲴঅ䈳ᵪࡦ [Monotonic Mechanism from the Perspective of Management Sociology] // ⒆ই୶ᆖ䲒ᆖᣕ. 2018. N 2. P. 39–42 (in Chinese).
7. 㤳㤡ᶠ,᷇儈伎.᮷ॆሩԱъ㇑⨶Պ䇑㹼Ѫᖡ૽Ⲵ⹄ウ㔬䘠 [A review of the research on the infl uence of culture on corporate management accounting behavior] // Պ䇑ѻ৻. 2021. N 1. P. 50–54 (in Chinese).
8. ᆄᵍӞ,ᵾ⿰㣍.⍵᷀ᡁഭ⧠ԓԱъ㇑⨶Ⲵ⧠⣦৺ਁኅ䎻࣯ [An Analysis of the Current Situation and Development Trend of Modern Enterprise Management in my country] // 㓿⍾⹄ウሬ࠺. 2020. N 1. P. 18–19 (in Chinese).
9. ┅㠤.Ӿ䍩ᆍ䙊“⟏Ӫ⽮Պ”⨶䇪ⴻԱъ㇑⨶ѝⲴ“Ӫᛵ”ഐ㍐ [From Fei Xiaotong’s “Acquaintance Society” Th eory to Look at the “Humanity” Factor in Enterprise Management] // 㓿⍾⹄ウ৲㘳. 2016. N 56. P. 20–24 (in Chinese).
10. ᕐᇦᙑ,Ჟ䘚.䇪䘲ਸᡁഭ㇑⨶᮷ॆ⢩⛩ⲴԱъ㇑⨶⁑ᔿ [On the Enterprise Management Mode that Fits the Characteristics of my country’s Management Culture] // ѝཆԱъᇦ. 2020. N 12. P. 89 (in Chinese).
11. 䎥,ቸ䭑ॾ.⽮Պᆖ㿶䟾ѝ㇑⨶ᾲᘥⲴ䗘᷀ [Diff erentiation and Analysis of Management Concepts in the Perspective of Sociology] // ཙᓌᯠ䇪. 2015. N 2. P. 85–88 (in Chinese). ઘᔦь.ᡁഭԱъ⽮Պᆖ⹄ウⲴᯠ᧒㍒ [A New Exploration of Chinese Enterprise Sociology Research] // ѝഭഭᛵഭ࣋. 2013. N 12. P. 47–48 (in Chinese).
12. ᵡ䮯ᮼ,ᵾ䠁⚥.ᡁഭԱъ㇑⨶Ⲵᵚᶕਁኅᯩੁо㇑⨶⁑ᔿ࠶᷀ [Analysis of the future development direction and management mode of enterprise management in my country] // ୶ъ᮷ॆ. 2021. N 16. P. 70–71 (in Chinese).
Рецензия
Для цитирования:
Юньхуэй Ч. Социальные механизмы управления предприятиями в Китае: современное состояние исследований и перспективы развития. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2022;28(3):149-167. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2022-28-1-149-167
For citation:
Yunhui Zh. Social mechanisms of enterprise management in China: current state of research and prospects for development. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2022;28(3):149-167. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2022-28-1-149-167