ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
Настоящая статья посвящена анализу влияния цифровых технологий на контуры современного общества. Автор подчеркивает, что “цифровизация” как элемент новой социальной реальности, стала предметом многочисленных дискуссий и споров, ключевыми векторами которых являются: 1) дифференциация цифровизации от похожих, но не идентичных ей процессов; 2) область и широта охвата цифровизацией различных сфер хозяйственной и социальной жизни; 3) достоинства и недостатки цифровизации социальной реальности; 4) направления, социальные последствия и будущее цифровизации. При этом каждый из выделенных векторов влечет за собой ряд вопросов, которые требуют научно обоснованных ответов.
В частности, в рамках первой дискуссии такими вопросами являются: чем цифровизация отличается от автоматизации, информатизации или компьютеризации? Какие показатели свидетельствуют об успешности процесса цифровизации? Вторая дискуссия поднимает следующие вопросы: Какие сферы социальной жизни охвачены цифровизацией? В чем это конкретно проявляется? Третья дискуссия затрагивает вопросы о несомненных достоинствах и очевидных недостатках цифровизации, а четвертая дискуссия сконцентрирована вокруг проблемы социальных последствий ускоренной цифровизации. Поиск научно обоснованных ответов на данные вопросы и служит основным предметом данной статьи.
Автор приходит к выводу о том, что цифровая трансформация постепенно охватывает все сферы жизни как общества, так и каждого отдельного человека, а со временем она будет становиться все более явной. Однако сегодня наиболее ощутимо она проявляется в сфере социальной коммуникации, которую стремительно охватывают, даже «порабощают» электронно-цифровые технологии.
Опасность ускоренной и безоговорочной цифровизации – в фетишизации роли и места цифровой техники и науки в современном социальном развитии, что неизбежно ведет к усилению технократического детерминизма и сциентизма, связанного с абсолютизацией естественных наук как единственно научного знания. Однако нивелирование ценности гуманитарных наук ведет за собой и нивелирование собственно анализирующей, рефлексивной деятельности человека, к снижению важности человека во многих, и в первую очередь, социальных процессах, с которыми, как предполагается, лучше будут справляться “технологии искусственного интеллекта” или же киборги. Но тогда цифровизация, как в свое время – либерализация, а затем и глобализация – может стать очередным манипулятивно управляемым политическим проектом или же тоталитарной догмой, на основе которой будет запущен активный процесс установления нового мирового порядка.
В статье рассматриваются приоритеты и социально – экономические риски цифровой трансформации государственного управления. Исследованы основные подходы к проблеме использования в деятельности органов государственного и муниципального управления передовых цифровых технологий, направленного на формирование современной системной цифровой среды. Рассмотрены основные направления цифрового перехода в государственном управлении, которые включают цифровизацию коммуникаций между институтами публичной власти, активное внедрение цифровых технологий в практики предоставления государственных и муниципальных услуг бизнес – структурам и домохозяйствам, стимулирование внедрения эффективных цифровых решений как одного из важных условий социальной динамики.
В статье определены факторы и социальные риски, влияющие на цифровую трансформацию государственного управления в Российской Федерации. Среди них – высокий уровень цифрового неравенства, глубокая социальная дифференциация регионального развития, затратный характер цифровизации, риски для рынка труда и традиционных форм, и условий занятости населения, проблемы адаптации граждан к активному использованию цифровых технологий в системе государственного управления, а также безусловному обеспечению прав граждан и информационной безопасности в цифровой среде. Подтверждена значимость курса российского государства на динамизацию цифровой трансформации государства и общества в условиях беспрецедентного обострения международных отношений в современном мире и жёстких экономических и политических санкций, введённых против нашей страны.
Настоящая статья посвящена исследованию особенностей социологического анализа религии в России в имперский период ее истории. Отечественная социологическая традиция изучения религии как социокультурного феномена и социального института, сложившаяся в этот период, имеет свой неповторимый и своеобразный облик. Она к настоящему моменту только начинает возрождаться в постсоветской России, и резко отличается от той традиции, которая имела место на Западе. В этом контексте обращение к трудам классиков русской религиозной, социально-политической мысли, к сожалению, незаслуженно забытых, является очень перспективным направлением современных социологических исследований.
При изучении данной проблемы автор делает акцент на исследовании работ представителей трех идеологических направлений русской религиозной и социально-политической мысли: консерватизма, либерализма и социализма, а также особенностях исторического развития российского общества и государства и тех событиях, которые оказали знаковое влияние на становление и развитие научного осмысления религии в России. К таким особенностям автор, в частности, относит формирование “антисистемы” (системной целостности людей, негативно относящихся к своей Родине, ненавидящих свою собственную нацию, ее ценности и культуру, историю, традиционные религиозные, политические и социальные системы) в среде русской интеллигенции, бюрократии и части элиты русского общества под определенным влиянием западничества как последствие духовного раскола XVIII в., произошедшего в образованных слоях и элите русского общества.
При изучении особенностей осмысления религиозной проблематики представителями русского консерватизма автор статьи анализирует воззрения Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, Ф.М. Достоевского, М.Н. Каткова, К.П. Победоносцева, Л.А. Тихомирова. Он отмечает тот факт, что осмысление данной проблематики осуществлялось этими авторами со “славянофильских”, традиционалистских (почвеннических и охранительных) позиций, в контексте осмысления особенностей и своеобразия пути развития России, как центра восточно-христианской (православной) культуры, а также империи-правопреемницы православной Византии — защитницы Православия, Православной церкви и веры, православных народов, ценностей и культуры христианства, “удерживающей” мир от наступления зла и прихода власти антихриста.
СОЦИОЛОГИЯ В КИТАЕ
В период мирового финансового кризиса 2008 г. в научном дискурсе прослеживается крах идеологии маркcизма: рухнули все остаточные социалистические устои и базисы, а новые форматы смешались и трансформировались хаотичным образом в новые политические устои. Социализм с китайскими особенностями вступил в новую эру. Главное социальное противоречие в Китае трансформировалось в противоречие между растущим стремлением людей к лучшей жизни и несбалансированным и неадекватным развитием. Изменения основных противоречий в китайском обществе определили, что в научном дискурсе стремление людей к лучшей жизни должно рассматриваться как цель социальной борьбы. У людей должно крепнуть ощущение благополучия и безопасности, что в свою очередь должно способствовать общему процветанию нации. Основной целью статьи является выявление и описание “нового витка” развития марксизма в Китае, который начался с приходом Си Цзиньпина к правлению Коммунистической Партией КНР. Автор раскрывает предпосылки зарождения марксизма в мире (от уровня идеи до реального воплощения), приводит исторический экскурс становления марксизма в Китае (обозначены основные этапы и дана характеристика каждого из них), а также аргументирует появление “нового витка” развития в современном Китае на основе сопоставления новых базисов идеологии и фундаментальных марксистских теорий.
Несмотря на распад социалистической системы было бы неверно говорить, что противостояние капитализма и социализма исторически себя исчерпало. Опыт современного Китая, который открывает простор для развития капиталистических форм в тех частях экономического пространства, где они проявляют свои преимущества и технико-технологически не исчерпали себя, гораздо более соответствует естественно-историческим подходам Маркса: не перепрыгивать через закономерные этапы (попадая, как правило, в пропасть), а создавать возможности для развития и исторического исчерпания закономерных форм.
В настоящее время все большую актуальность приобретает исследование управления в компании с социологической точки зрения. Предприятие начинает восприниматься не просто как объект экономической деятельности, а как социальная система, происходящие процессы в которой должны регулироваться и контролироваться на основе учета особенностей социальной среды. В статье автор предпринимает попытку рассмотреть текущее состояние исследований социальных механизмов управления предприятием в Китае, а также определяет перспективы дальнейшего их развития. Автор выявляет факторы, оказывающие влияние на социальную среду китайских предприятий, что позволяет сделать вывод об особенностях формирования социальных механизмов управления в них. Методология исследования основывается на использовании методов анализа научной литературы, контент-анализа, обобщения. Выводы исследования основываются на собственном опыте автора и знании китайской специфики социальной среды компаний Китая, а также итогах теоретического анализа. По результатам исследования автор делает вывод, что в настоящее время управление на предприятии с точки зрения социологической науки изучено недостаточно, отсутствуют исследования социальных механизмов управления предприятиями, что свидетельствует о необходимости более глубокого изучения данной проблемы. На социальные механизмы управления в китайских компаниях особое влияние оказывают особенности традиционной китайской культуры и господствующих философских концепций конфуцианства, даосизма и моизма. Одной из главных задач в развитии социальных механизмов управления в китайских компаниях выступает интеграция идей “человокоориентированного” мышления и “общества знакомств” в процесс управления и создания модели управления “с китайской спецификой”.
СОЦИОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ
Здоровье детей является предметом особой тревоги общества, а его охрана — одной из важнейших государственных проблем. Сегодняшние дети — это будущее страны, основа ее социально-экономического потенциала, при этом именно в детском возрасте закладывается фундамент здоровья человека, основы самосохранительного поведения.
Формирование здоровья ребенка в значительной степени зависит от условий, которые может обеспечить семья, от практик здоровья, которых придерживаются родители и ближайшее социальное окружение. Правильная интерпретация здоровья детей родителями имеет важное практическое значение, так как дает возможность для его корректировки, профилактики и предотвращения последствий заболеваний, своевременного обращения за медицинской помощью.
В статье на базе анализа литературы и новейших статистических данных предпринята попытка анализа здоровья детей в современной России, в том числе влияние на него пандемии COVID-19. Основной акцент смещен в область оценки родителями здоровья детей. Делается вывод о том, что родители переоценивают потенциал здоровья детей и недооценивают поведенческие факторы риска здоровью, что влечет за собой недостаточное внимание к профилактическим мероприятиям по его сохранению. При этом автор не обходит вниманием вопрос сложности поддержания здорового образа жизни для себя и своих детей в стесненных экономических условиях, в которых проживает высокая доля семей с детьми в России, особенно семей многодетных.
Эмпирической базой работы является исследование кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова “Межрегиональные исследования жизненных ценностей и нетранзитивности семейно-детных ориентаций женщин, мужчин и семейных пар на основе сквозного анализа сопоставимых данных” (СеДОЖ, N=2479 человек). С целью проведения сравнительного анализа, а также получения дополнительных данных по теме работы были привлечены исследования отечественных и зарубежных авторов по проблеме здоровья детей, а также крупнейших исследовательских центров России.
В исследовании на основании биографических интервью с пожилыми людьми из сельской местности (n = 30, Ленинградская область) рассматриваются роли и сценарии использования онлайн-сообществ заболеваний. Фокусируясь на том, как происходит накопление знаний о лечении болезней в онлайн-сообществах, в работе исследуются коммуникация и взаимодействия пожилых людей в онлайн-сообществах.
Современное здравоохранение и система оказания медицинской помощи все больше основываются на неолиберальных принципах. Одним из способов интеграции неолиберальных методов лечения заболеваний является создание онлайн-сообществ заболевания, в которых пациенты могут получить необходимую помощь от врачей и общаться с другими пациентами, обмениваться опытом и получать советы по назначению необходимых лекарств. Однако подобные сообщества доступны не для всех, и, следовательно, возникают сложности с доступом к такому формату получения знаний по лечению заболеваний у пожилых пациентов, а также у тех пациентов, которые не имеют возможности и выхода в интернет. Для пожилых людей, имеющих хронические заболевания, подобные сообщества могут выполнять роль сообществ для коммуникации, т.е. тех сообществ, где возможно общение, которого часто не хватает пожилым людям, проживающим в периферийных поселениях. В то же время важность подобных сообществ определена тем, что часто в периферийных поселениях пожилому человеку ввиду удаленности непросто получить необходимый совет или рекомендацию от врача, а общение в онлайн-сообществах и на медицинских форумах способствует получению подобных советов, что важно при лечении заболевания.
Кроме того, участие в онлайн-сообществах здоровья оказывается полезным для адаптации к повседневной жизни с хроническим заболеванием и определяется как содействие способности пациентов интегрироваться в повседневную жизнь и социум. В этом исследовании мы сосредоточиваемся на изучении того, как создание знаний о лечении болезней происходит в рамках участия пожилых людей в онлайн-сообществах. Социальная связь, поддерживаемая онлайн-сообществами, способствует обмену знаниями между пожилыми людьми с хроническими заболеваниями. Это исследование способствует изучению возможностей и ограничений онлайн-сообществ в контексте жизни с хроническими заболеваниями пожилых людей в сельской местности.
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Статья посвящена критическому исследованию комплекса механизмов формирования визуальной культуры публичности в целях развития понимания происходящих когнитивных изменений. Современная визуальная культура рассматривается как основной инструмент формирования социальной реальности, создания пространственно-временного континуума, т.е. среды, включающей в себя предметы культурного пространства, к которым относятся и публичные персоны. Последние одновременно являются маркерами этой среды, проводниками ее ментальности, отражают ее идеологию, являясь ее чистыми формами. С позиций сегодняшнего дня проанализированы функциональные роли участников визуальной культуры публичности. Механизмы публичности метафорически рассмотрены как настройки управления изображением на этапе внедрения телевидения. Предложены их социологические обоснования как инструментов включения материала о публичных личностях в коммуникационный процесс. Дано авторское определение предмету исследования.
Автор в представленной статье поднимает актуальную проблему одиночества. Пристальное внимание к этому феномену связано с нестабильностью и неопределенностью современной социокультурной ситуации в стремительно глобализирующемся мире. Те изменения, которые происходят в политической, социальной, культурной и экономической сферах того или иного государства, а также мира в целом, оказывают влияние на структуру межличностных коммуникаций и самосознание личности.
Автор указывает, что в XX в. феномен одиночества рассматривается сквозь призму “предельной ситуации” как в атеистическом, так и в религиозном экзистенциализме. Причем в религиозном экзистенциализме одиночество человека в “предельной ситуации” является предпосылкой постижения Бога как трансценденции, тогда как в атеистическом — попытка осознания приводит к выводу об абсурдности человеческого бытия и влечет за собой замкнутость человека, ощущение одиночества. В статье выявлено, что современные реалии настоятельно требуют от личности мобилизации всех ресурсов для становления адаптивных возможностей, соответствующих постоянно эволюционирующему миру. Но далеко не всякий человек способен принять ранее незнакомые условия бытия. Есть множество тех, кто болезненно воспринимает утрату прежних значимых для них связей, мучительно ощущает отсутствие возможности приобрести новые, хотя в то же время испытывает в них насущную потребность. В тексте дается определение одинокого человека как субъекта коммуникации, кто испытывает трудности в социальном взаимодействии. Автор также показывает, что одиночество влияет на личность следующим образом: оно способно как искажать восприятие человеком социальных действий, так и положительно воздействовать на индивида, способствуя серьезному духовному развитию.
Автор приходит к выводу, что одиночество, будучи ключевым пунктом недовольства собой и своим статусом (положением в социуме), может стать импульсом для формирования потребности в анализе внутренних переживаний, для осознания жизненных проблем и в конце концов способно привести к пониманию своего места в этом мире.
НАУЧНЫЕ РЕЦЕНЗИИ И ОБЗОРЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
В статье представлен обзор исследований, посвященных социологическому измерению феномена религиозности в современном обществе. В настоящий момент, как отмечают специалисты в области социологии религии, методические споры, касающиеся измерения уровня и степени религиозности населения, продолжаются достаточно активно. Среди подходов к изучению религиозности населения существуют как многомерные, так и одномерные концептуальные модели. В рамках многомерного подхода религиозность представлена набором характеристик, описывающих данную категорию. Вместе с тем, исследователи, использующие многомерный подход в рамках своих теоретических построений, пока так и не достигли консенсуса в отношении того, по каким именно показателям можно описать понятие “религиозность”. В большинстве случаев авторы измеряют религиозность на основании таких характеристик, как вера, ритуалы и практики, а также знания в рамках той или иной религиозной доктрины. Прикладные отечественные исследования опираются на показатели и религиозного сознания, и религиозного поведения в процессе определения уровня и степени религиозности как населения в целом, так и социальных групп, в частности. Также феномен религиозности изучается с позиции субъективных показателей самоидентификации респондентов, их личной интерпретации своего религиозного сознания, и с точки зрения уровня религиозной активности респондентов. Вопрос религиозной самоидентификации в массовых опросах по-прежнему остается дискуссионным и требует более внимательного эмпирического обоснования при дальнейших исследованиях.
В рецензируемой работе гармонично рассмотрены теоретико-методологические проблемы социологии маркетинга и прикладные аспекты реализации маркетинговых стратегий на различных этапах развития общества и конкретных организаций. В соответствии с научными принципами и в логичной последовательности сформирована структура учебного пособия, что позволяет глубоко осваивать представленный материал с различных позиций и уровнем владения рассматриваемыми вопросами. Социология маркетинга рассматривается комплексно на базе авторских подходов и методов, что позволяет по-новому оценить важность исследования данной проблематики в условиях цифровизации общества и внедрения искусственного интеллекта во все сферы деятельности человека. В учебном пособии достаточно глубоко представлено социологическое осмысление комплекса маркетинга. Особую актуальность учебное пособие приобретает в послепандемийных условиях, когда вопросы спроса и предложения, технологий удовлетворения потребностей как отдельных категорий людей, так и общества в целом существенно трансформировались. Структура учебного пособия носит стройный, логичный характер, позволяющий последовательно изучать предметную область с поэтапным углублением знаний и закреплением навыков социологического понимания основ маркетинга. В работе представлен вполне корректный научно-справочный аппарат. Учебное пособие вносит достойным вклад в социологию управления и экономическую социологию.
В статье представлены авторские воззрения о новой коллективной монографии “Пандемия COVID-19: вызовы, последствия, противодействие”, которая претендует без малого на комплексное освещение и обобщение воедино зарубежной и отечественной теоретико-практической мысли, информации, посвященной изучению возникновения и дальнейшего развития новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в мире. Крайне ценным представляется сравнительный анализ социологических исследований (на примере Великобритании, Италии, России, США), посвященных замерам социального мнения населения в отношении последствий COVID-19. В целом, вышедшая в свет коллективная монография поведает на своих страницах читателю о генезисе развития мировых пандемий, оставивших свой яркий след, о царящх социально-политических и экономических аспектах в период COVID-19, о существующих мерах государственной помощи населению и многом другом. В рамках данной рецензии было кратко освещено содержание всех пяти глав коллективной монографии, помимо этого автором статьи были выборочно освещены и дополнены наиболее дискуссионные и даже упущенные из виду авторами произведения значимые аспекты. В заключении делается вывод о том, что настоящее научное академическое исследование ориентировано на широкий круг читателей.
ISSN 2541-8769 (Online)