Настройки визуальной культуры публичности
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2022-28-3-220-245
Аннотация
Статья посвящена критическому исследованию комплекса механизмов формирования визуальной культуры публичности в целях развития понимания происходящих когнитивных изменений. Современная визуальная культура рассматривается как основной инструмент формирования социальной реальности, создания пространственно-временного континуума, т.е. среды, включающей в себя предметы культурного пространства, к которым относятся и публичные персоны. Последние одновременно являются маркерами этой среды, проводниками ее ментальности, отражают ее идеологию, являясь ее чистыми формами. С позиций сегодняшнего дня проанализированы функциональные роли участников визуальной культуры публичности. Механизмы публичности метафорически рассмотрены как настройки управления изображением на этапе внедрения телевидения. Предложены их социологические обоснования как инструментов включения материала о публичных личностях в коммуникационный процесс. Дано авторское определение предмету исследования.
Об авторе
А. К. МамедовРоссия
Мамедов Агамали Куламович, докт. социол. наук, зав. кафедрой социологии коммуникативных систем социологического факультета
Ленинские горы 1, стр. 33, г. Москва, 119234
Список литературы
1. Pantone объявляет цвета 2021 года. URL: https://pantone.ru/articles/color-of-the-year-2021 (дата обращения 04.11.2021).
2. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / Послесл. и коммент. М. Рыклина. М., 2011.
3. Бурдье П. О телевидении и журналистике / Отв. ред. и nредисл. Н.А. Шматко. М., 2002.
4. Волнистая М.Г., Коркия Э.Д., Мамедов А.К. Истина как социокультурное явление: современная интерпретация // Журнал Белорусского государственного университета. 2020. № 4. С. 14–23.
5. Вирильо П. Машина зрения / Под ред. B.Ю. Быстрова. СПб., 2004.
6. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Системные описания в психологии. СПб., 2007.
7. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Вступ. статья А.Д. Ковалева. М., 2000.
8. Гофман Э. Ритуал взаимодействия: Очерки поведения лицом к лицу / Под ред. Н.Н. Богомоловой, Д.А. Леонтьева. М., 2009.
9. Грегори Р. Разумный глаз. М., 1972.
10. Грибоедов А.С. Горе от ума. М., 2014.
11. Данчевская О.Е. Исследование цветовых архетипов // Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. М., 2018. С. 31–36.
12. Ефимочкина Н.Б., Коркия Э.Д., Мамедов А.К. Роскошь в культурных контекстах: вариативность развития. Монография. М., 2020.
13. Иванов Д.В. Глэм-капитализм. М., 2015.
14. Индикатор инноваций, кошмар бухгалтерии и хлеб ИБ-шника. URL: https://www.securitylab.ru/blog/personal/Avolkov/14153.php (дата обращения: 12.11.2021).
15. Копытин А.И. Юмор в искусстве и арт-терапии: феноменология, диагностика, защитно-адаптивные возможности // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2012. № 4 (15). URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 08.11.2021).
16. Краткий психологический словарь. Статья “Мышление” / Сост. Л.А. Карпенко, под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985.
17. Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в гештальт: теория и практика. СПб., 2005.
18. Лефевр А. Производство пространства. М., 2000.
19. Мамедов А.К. Логика социального познания (Поппер vs Маркс) // Социология. 2016. № 3. С. 8–19.
20. Мамедов А.К. Эпистемология социального познания. М., 2017.
21. Оделл Э. О дивный модный мир: инсайдерские истории экс-редактора Cosmo о дизайнерах, фэшн-показах и звездных вечеринках. М., 2021.
22. Плебисцит — что это такое, и чем он отличается от референдума. URL: https://chto-takoe.net/chto-takoe-plebiscit (дата обращения: 11.11.2021).
23. Сальникова Е.В. Визуальная культура в медиасреде. Современные тенденции и исторические экскурсы. М., 2017. Сеннет Р. Падение публичного человека. М., 2002.
24. Стругацкий А., Стругацкий Б. Хищные вещи века // Стругацкий А., Стругацкий Б. Собр. соч. Т. 3. М., 1992.
25. Твен М. Как обманывать людей. Пособие для политиков, журналистов и карточных шулеров. М., 2021.
26. Флюссер В. За философию фотографии. СПб., 2008.
27. Франклин Б. Избранные произведения. М., 1956.
28. Черниговская Т. Человек растерянный “Homo Confusus”. 2019. 11.11. URL: https://www.youtube.com/watch?v=4FrKm5cM6-U&ab_channel=AndreyKovalenko (дата обращения: 11.11.2021).
29. Шмерлина И.А. “Натуралистический подход” Дж. Серля к проблеме институциональной реальности // Социологический журнал. 2005. № 2. С. 37–67.).
Рецензия
Для цитирования:
Мамедов А.К. Настройки визуальной культуры публичности. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2022;28(3):220-245. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2022-28-3-220-245
For citation:
Mamedov A.K. Settings of visual culture of publicity. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2022;28(3):220-245. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2022-28-3-220-245