Влияние пандемии COVID-2019 на социальное потребление в Китае
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-3-197-208
Аннотация
Новая коронавирусная инфекция COVID-2019 стала одним из главных социальных потрясений современности, оказав многоаспектное влияние на общество. В данной статье уделяется наибольшее внимание изучению влияния пандемии на трансформацию потребления в китайском обществе. На основе анализа научных работ и результатов эмпирических исследований среди студенческой молодежи, сельского и городского населения, сделан вывод, что в каждой социальной группе произошли изменения в потреблении, вызванные как сокращением доходов, так и трансформацией социальных ценностей. Изменения потребления выразились в росте расходов на продукты питания, здравоохранение, при этом расходы на услуги, включая проживание, транспорт и связь, существенно уменьшились. В условиях пандемии в создании людей произошло изменение в восприятии важности здоровья, что привело к росту потребления услуг здравоохранения и товаров для здоровья. В процессе потребления китайцы стремились прежде всего удовлетворить физиологические потребности и потребности в безопасности. В условиях пандемии возникла неопределенность доходов населения, для некоторых социальных групп, среди которых следует выделить сельское население, новая инфекция и соответствующие ограничительные меры и вовсе привели к существенному снижению объема дохода. Это обусловило развитие мотива превентивных сбережений. Наиболее сильно это проявилось в сельской местности, чем в городской. В то время как среди жителей китайских городов был отмечен более явный рост тенденции рационализации потребления.
По результатам исследования отмечено, что влияние пандемии на социальное потребление в Китае выражается в снижении готовности жителей Китая к потреблению, развитии мотива предупреждающего сбережения, формировании тенденции к рациональному потреблению, изменении в потребительских привычках, росте онлайн-покупок продуктов питания.
Ключевые слова
Об авторе
Эньжуй АньРоссия
Ань Эньжуй, асп. кафедры социальных технологий социологического факультета
Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, 119234
Список литературы
1. 王慧琳. 新冠疫情下大学生消费行为的变化——基于“蚂蚁花呗”使用数据的调查分析 [Changes in Consumption Behavior of College Students under the New Crown Epidemic——A Survey and Analysis Based on the Data of “Ant Huabei”] // 特区经济. 2022. N 2. P. 153–156 (in Chinese).
2. 李柳颍,武佳藤. 新冠肺炎疫情对居民消费行为的影响及形成机制分析 [Analysis of the impact of the new crown pneumonia epidemic on residents’ consumption behavior and its formation mechanism] // 消费经济. 2020. N. 3. P. 19–26 (in Chinese).
3. 林玲,李晓雯,范梦洁,顾益臣,张雪伍.新冠肺炎对居民消费行为的影响研究 [Research on the Impact of New Coronary Pneumonia on Residents’ Consumption Behavior] // 甘肃科技. 2021. N 37 (23). P. 42–44 (in Chinese).
4. 刘阿娜,李千博,韦子默.新冠肺炎疫情期间大学生消费心理及行为变化分析 [Analysis of Changes in College Students’ Consumption Psychology and Behavior During the Epidemic of New Coronary Pneumonia] // 国际公关. 2021. N 2. P. 82–83 (in Chinese).
5. 潘瑞玉.疫情下民众经济信心及消费行为的研究——基于浙江绍兴地区的调查[Research on People’s Economic Confidence and Consumption Behavior under the Epidemic——Based on a Survey in Shaoxing, Zhejiang] // 河北企业. 2022. N 2. P. 35–37 (in Chinese).
6. 薛文杰. 新冠肺炎疫情对山西省农村居民消费的影响及分析 [The impact and analysis of the new crown pneumonia epidemic on the consumption of rural residents in Shanxi Province] // 商业文化. 2021. N 16. P. 24–26 (in Chinese).
7. 涂先青,彭佳烯,张倩男.疫情常态化背景下广州市大学生消费行为分析 [Analysis on Consumption Behavior of College Students in Guangzhou under the Background of Epidemic Normalization] // 商展经济. 2022. N 7. P. 61–63 (in Chinese).
8. 张宁.浅析消费者购买行为过程及营销策略 [Analysis of Consumer Purchasing Behavior Process and Marketing Strategy] // 营销界. 2021. N. 26. P. 193–194 (in Chinese).
9. 姚东旻, 许艺煊. 自然灾害与居民储蓄行为——基于汶川地震的微观计量检验 [Natural Disasters and Resident Savings Behavior——A Micro-econometric Test Based on the Wenchuan Earthquake] // 经济学动态. 2018. N 5. P. 55–70 (in Chinese).
10. 姚瑶.新冠肺炎疫情对昆明市城镇居民消费行为的影响及建议 [The impact of the new crown pneumonia epidemic on the consumption behavior of urban residents in Kunming and suggestions] // 中国市场. 2022. N 9. P. 5–10 (in Chinese).
Рецензия
Для цитирования:
Ань Э. Влияние пандемии COVID-2019 на социальное потребление в Китае. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2023;29(3):197-208. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-3-197-208
For citation:
An E. The impact of the COVID-2019 pandemic on social consumption in China. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2023;29(3):197-208. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-3-197-208