Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Влияние пандемии COVID-2019 на социальное потребление в Китае

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-3-197-208

Аннотация

Новая коронавирусная инфекция COVID-2019 стала одним из главных социальных потрясений современности, оказав многоаспектное влияние на общество. В данной статье уделяется наибольшее внимание изучению влияния пандемии на трансформацию потребления в китайском обществе. На основе анализа научных работ и результатов эмпирических исследований среди студенческой молодежи, сельского и городского населения, сделан вывод, что в каждой социальной группе произошли изменения в потреблении, вызванные как сокращением доходов, так и трансформацией социальных ценностей. Изменения потребления выразились в росте расходов на продукты питания, здравоохранение, при этом расходы на услуги, включая проживание, транспорт и связь, существенно уменьшились. В условиях пандемии в создании людей произошло изменение в восприятии важности здоровья, что привело к росту потребления услуг здравоохранения и товаров для здоровья. В процессе потребления китайцы стремились прежде всего удовлетворить физиологические потребности и потребности в безопасности. В условиях пандемии возникла неопределенность доходов населения, для некоторых социальных групп, среди которых следует выделить сельское население, новая инфекция и соответствующие ограничительные меры и вовсе привели к существенному снижению объема дохода. Это обусловило развитие мотива превентивных сбережений. Наиболее сильно это проявилось в сельской местности, чем в городской. В то время как среди жителей китайских городов был отмечен более явный рост тенденции рационализации потребления.

По результатам исследования отмечено, что влияние пандемии на социальное потребление в Китае выражается в снижении готовности жителей Китая к потреблению, развитии мотива предупреждающего сбережения, формировании тенденции к рациональному потреблению, изменении в потребительских привычках, росте онлайн-покупок продуктов питания.

Об авторе

Эньжуй Ань
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Ань Эньжуй, асп. кафедры социальных технологий социологического факультета

Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, 119234



Список литературы

1. 王慧琳. 新冠疫情下大学生消费行为的变化——基于“蚂蚁花呗”使用数据的调查分析 [Changes in Consumption Behavior of College Students under the New Crown Epidemic——A Survey and Analysis Based on the Data of “Ant Huabei”] // 特区经济. 2022. N 2. P. 153–156 (in Chinese).

2. 李柳颍,武佳藤. 新冠肺炎疫情对居民消费行为的影响及形成机制分析 [Analysis of the impact of the new crown pneumonia epidemic on residents’ consumption behavior and its formation mechanism] // 消费经济. 2020. N. 3. P. 19–26 (in Chinese).

3. 林玲,李晓雯,范梦洁,顾益臣,张雪伍.新冠肺炎对居民消费行为的影响研究 [Research on the Impact of New Coronary Pneumonia on Residents’ Consumption Behavior] // 甘肃科技. 2021. N 37 (23). P. 42–44 (in Chinese).

4. 刘阿娜,李千博,韦子默.新冠肺炎疫情期间大学生消费心理及行为变化分析 [Analysis of Changes in College Students’ Consumption Psychology and Behavior During the Epidemic of New Coronary Pneumonia] // 国际公关. 2021. N 2. P. 82–83 (in Chinese).

5. 潘瑞玉.疫情下民众经济信心及消费行为的研究——基于浙江绍兴地区的调查[Research on People’s Economic Confidence and Consumption Behavior under the Epidemic——Based on a Survey in Shaoxing, Zhejiang] // 河北企业. 2022. N 2. P. 35–37 (in Chinese).

6. 薛文杰. 新冠肺炎疫情对山西省农村居民消费的影响及分析 [The impact and analysis of the new crown pneumonia epidemic on the consumption of rural residents in Shanxi Province] // 商业文化. 2021. N 16. P. 24–26 (in Chinese).

7. 涂先青,彭佳烯,张倩男.疫情常态化背景下广州市大学生消费行为分析 [Analysis on Consumption Behavior of College Students in Guangzhou under the Background of Epidemic Normalization] // 商展经济. 2022. N 7. P. 61–63 (in Chinese).

8. 张宁.浅析消费者购买行为过程及营销策略 [Analysis of Consumer Purchasing Behavior Process and Marketing Strategy] // 营销界. 2021. N. 26. P. 193–194 (in Chinese).

9. 姚东旻, 许艺煊. 自然灾害与居民储蓄行为——基于汶川地震的微观计量检验 [Natural Disasters and Resident Savings Behavior——A Micro-econometric Test Based on the Wenchuan Earthquake] // 经济学动态. 2018. N 5. P. 55–70 (in Chinese).

10. 姚瑶.新冠肺炎疫情对昆明市城镇居民消费行为的影响及建议 [The impact of the new crown pneumonia epidemic on the consumption behavior of urban residents in Kunming and suggestions] // 中国市场. 2022. N 9. P. 5–10 (in Chinese).


Рецензия

Для цитирования:


Ань Э. Влияние пандемии COVID-2019 на социальное потребление в Китае. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2023;29(3):197-208. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-3-197-208

For citation:


An E. The impact of the COVID-2019 pandemic on social consumption in China. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2023;29(3):197-208. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-3-197-208

Просмотров: 285


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)