Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2017-23-1-147-159

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования и развития организационной культуры вуза как клиентоориентированной технологии. Феномен организационной культуры является неотъемлемым ресурсом для повышения конкурентоспособности вуза, инновационного развития, а также показателей международной и научно-исследовательской деятельности вуза. Трансляция организационной культуры внешними (абитуриенты, родители, работодатели) и внутренними (студенты, преподаватели, администрация университета, персонал/сотрудники) клиентами вуза определяет интеграцию элементов организационной культуры вуза в бизнес-среду предприятий посредством включенности выпускников в профессиональную среду. Организационная культура играет весьма активную роль в управлении высшим учебным заведением. На современном уровне развития рынка образовательных услуг с введением в действие национального проекта модернизации системы образования организационная культура становится значимым элементом формирования вуза как экономического субъекта. Она служит мощным фактором повышения привлекательности высшего учебного заведения для потенциальных потребителей образовательных и прочих услуг, а также его персонала. Также организационная культура воздействует на каждого студента во время его адаптации, социализации, психологического роста и обучения в вузе. Организационная культура и после окончания вуза находится в неразрывной взаимосвязи с работником как объектом профессиональной деятельности. Потенциальный работник в период обучения в вузе “потребляет” исторически сложившиеся ценности вуза, участвует в устоявшихся и развивающихся его традициях, соблюдает нормы и правила поведения, адаптируется в обществе с помощью различного рода символики вуза и т.д. В свою очередь организационная культура вуза, являясь почвой для развития и социализации молодого человека, становится неотъемлемым источником позиционирования студента в процессе трудоустройства и профессиональной деятельности. В дальнейшей профессиональной деятельности специалист привносит сформированную в период обучения в вузе организационную культуру в трудовую деятельность. Потребление организационной культуры студентами вуза как клиентами образовательных услуг обусловливает необходимость рассмотрения данного феномена с позиции клиентоориентированности. Клиентоориентированный подход – это система, состоящая из нескольких важнейших элементов: клиентоориентированной философии организации, продукта, отвечающего ожиданиям потребителей, внутриорганизационных процессов, сотрудников, являющихся носителями компетенций, обслуживания клиентов. Клиентоориентированность вуза имеет свои особенности и ограничения, связанные с характером образовательных услуг, предназначенных для удовлетворения потребности в образовании. Целесообразно рассмотрение клиентоориентированной организационной культуры вуза как системы ценностей, поведенческих норм, традиций, ритуалов и символов, ориентированных на внутреннего или внешнего клиента с целью учета и реализации его потребностей и интересов в деятельности образовательного учреждения. Определено влияние клиентоориентированной организационной культуры как эффективного фактора профессионализации и трудовой адаптации выпускников вуза. Анализ результатов социологического исследования позволил выявить основные проблемы и перспективы клиентоориентированного подхода в развитии организационной культуры высшего учебного заведения. Результаты исследования высветили наличие проблемы преемственности норм и ценностей, формируемых в рамках организационной культуры вуза и тех требований, которые предъявляются к нормативно-ценностным характеристикам выпускников со стороны работодателей. Различия в оценке важности ценностной и нормативной составляющих организационной культуры образовательных учреждений и организаций могут рассматриваться как определенный барьер, затрудняющий процессы трудоустройства и адаптации выпускников на предприятиях. Это диктует необходимость формулирования требований бизнес-сообщества к высшим учебным заведениям в части формирования предпочтительного набора общекультурных компетенций, необходимых выпускнику для успешной реализации карьерных притязаний в условиях конкретной организации.

Об авторах

И. А. Демененко
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
Россия
Демененко Инна Арамовна, старший преподаватель кафедры социологии и управления 


И. В. Шавырина
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
Россия
Шавырина Ирина Валерьевна, доцент кафедры социологии и управления 


Список литературы

1. Бахарев В.В., Гузаиров В.Ш. Социализация студенческой молодежи: межкультурные аспекты // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 8. С. 20–26.

2. Беляева М.И. Корпоративная культура вуза как ресурс организационного развития // Alma mater: Вестник высшей школы. 2011. № 4. С. 45–48.

3. Воробьев А.Д. Стратегия и экономическая программа развития вуза // Вестник высшей школы. 2005. № 9. С. 66–68.

4. Гринкруг Л.С., Василенко В.С. Обновление образовательной системы вуза: модель взаимодействия с внешней средой // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 3.

5. Грудзинский А.О. Европейское измерение в развитии управления университетом // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 86–92.

6. Гулей И.А. Организационная культура в университетской среде: концептуальный подход // Социология образования. 2012. № 11. С. 58–64.

7. Гулей И.А. Организационная культура инновационного вуза в период модернизации российского образования // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 6. С. 220–254.

8. Гулей И.А., Шавырина И.В. Социокультурная модель развития органи-зационной культуры вуза в условиях повышенной конкуренции выпуск-ника // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 5. С. 91–96.

9. Гуськова Е.А., Шавырина И.В. Интеллектуальный потенциал современного вуза как системный феномен // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015. № 1. С. 227–231.

10. Гуськова Е.А. Мотивация креативной реализации в учебной деятельности в условиях кризиса образовательной системы // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 3–2 (59). С. 249–254.

11. Данакин Н.С., Шутенко А.И. Образовательные инновации как фактор повышения конкурентоспособности современного вуза // European Social Science Jornal. 2015. N 4. С. 114–118.

12. Демененко И.А., Шавырина И.В. Концептуализация клиентоориенти-рованного подхода в управлении высшей школой // Научный результат. Серия: Социология и управление. 2016. Т. 2. № 1 (7). С. 3–6.

13. Дорошенко Ю.А., Малыхина И.О. Перспективы инновационного развития высших школ в современных условиях // Белгородский экономический вестник. 2015. № 2 (78). С. 3–8.

14. Иванов С.Ю. Основные тенденции и перспективы развития системы высшего образования в России // Almamater. 2009. № 2. С. 5–9.

15. Кравченко Е.Ю. Разработка маркетинговой стратегии организации // Белгородский экономический вестник. 2014. № 4 (76). С. 117–127.

16. Лукинов Л.А. Организационная культура в системе управления вузами // Социология образования. 2008. № 4. С. 4–8.

17. Рувенний И.Я., Яппарова Д.И. Клиентоориентированность как элемент компетентностной модели преподавателя вуза // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2013. № 4. С. 20–24.

18. Сапрыка В.А., Шаповалова И.С., Шмигирилова Л.Н. Социологический мониторинг внутривузовской среды // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2.

19. Шаповалова И.С. Анализ социальных объектов посредством концепции трех подсистем организационной культуры // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2006. № 5. С. 301–306.

20. Шаповалова И.С. Структурное моделирование организационной культуры // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 4 (72). С. 201–203.

21. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. Построение, эволюция, совершенство. СПб., 2002.

22. Яблонскене Л.Н. Корпоративная культура современного вуза // Университетское управление. 2006. № 2 (42). С. 7–25.


Для цитирования:


Демененко И.А., Шавырина И.В. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017;23(1):147-159. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2017-23-1-147-159

For citation:


Demenenko I.A., Shavyrina I.V. ORGANIZATIONAL CULTURE AS CUSTOMER-ORIENTED TECHNOLOGY TO IMPROVE THE COMPETITIVENESS OF THE UNIVERSITY. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2017;23(1):147-159. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2017-23-1-147-159

Просмотров: 397


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)