Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

НА ПУТИ К СОЦИОЛОГИИ МУЗЫКИ: ИЗ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ Л.Л. САБАНЕЕВА

Аннотация

Автором проведен анализ идей Л.Л. Сабанеева (1881–1968) – профессора Московского университета, известного русского музыковеда, музыкального критика, пианиста и композитора, эмигрировавшего за рубеж в 1926 г., чье теоретическое наследие остается почти неизученным. Однако работы ученого по теории и истории музыки до сих пор представляют интерес: он обосновал необходимость социологического подхода к изучению музыки и тем самым анализа музыкального искусства в контексте социальной жизни. В отличие от своих современников-музыковедов (Б.В. Асафьева, Р.И. Грубера и др.), которые, хотя и поставили задачу освоения социологического подхода, но реализовали ее далеко не сразу, Сабанеев опубликовал свои труды по истории музыки в середине 1920-х гг., попытавшись раскрыть рассматриваемую проблематику на новой методологической основе. В статье показано, что, выступая за обновление методологии отечественного музыкознания в 20-е гг. ХХ в., Сабанеев разработал особый понятийный аппарат (“производство” и “потребление” музыки, “среда или потребитель музыкального искусства”, “музыкальное – звуковое – сознание”, “вкусовая группа”, “стиль” – индивидуальный, групповой, “стиль школы”, “стиль эпохи” и др.), с помощью которого сумел реализовать задачу освоения социологического подхода в музыкознании. Выдвигается положение о том, что введение Сабанеевым терминов “оттиск духа”, “тип чувствования”, “миросозерцание”, “музыкальное созерцание”, “звуковое мироощущение”, “мировоззрение” во многом предвосхищает современное представление о картине мира (включающей в себя три компонента – мировосприятие, мироощущение и мировоззрение), которая находит свое воплощение в произведении искусства. Значимой для современного этапа развития социологии музыки является попытка Сабанеева представить типологию слушателей музыки, которая для своего времени оказалась новаторской. Если значительно позднее по времени Т.В. Адорно поставил задачу “теоретического установления определенных типов слушания музыки в условиях современного общества”, то Сабанеев не ограничился этой задачей. Он попытался рассмотреть проблему и в историческом аспекте, разработав концепцию формирования и обновления “вкусовых групп”. Своими трудами Сабанеев, пытаясь раскрыть связь музыки “с общекультурной жизнью”, несомненно, внес важный вклад в формирование методологических основ науки о музыке. Автор полагает, что этот вклад в большой мере касается социологии музыки: Сабанеев во многом предвосхитил будущее развитие именно данной научной дисциплины, разработав понятийный аппарат, позволивший ему раскрыть “социологические предпосылки, которыми музыка обусловливалась”.

Об авторе

В. Г. Лукьянов
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия

докт. философ. наук, проф. кафедры социологии и религиоведения факультета истории и социальных наук



Список литературы

1. Адорно Т. Избранное. Социология музыки. М., 2008.

2. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книга первая. М, 1930.

3. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книга вторая. Интонация. М.; Л., 1947.

4. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая / Ред., вст. ст. и коммент. Е.М. Орловой. Л., 1971.

5. Бурдьё П. Различение. Социальная критика суждения вкуса // Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 3.

6. Глебов И. (Асафьев Б.В.) О ближайших задачах социологии музыки (предисловие) // Мозер Г.И. Музыка средневекового города. Л., 1927.

7. Грубер Р.И. История музыкальной культуры. Т. 1. С древнейших времен до конца XVI века. Ч. I. М.; Л., 1941.

8. Грубер Р.И. История музыкальной культуры. Т. 2. Ч. 1. М., 1953.

9. Грубер Р.И. История музыкальной культуры; Т. 2. Ч. 2. М., 1959.

10. Лукьянов В.Г. Социология музыки: к истории становления научной дисциплины. СПб., 2016.

11. Луначарский А.В. В мире музыки. Статьи и речи / Сост., редакция и комментарии Г.Б. Бернандта, И.А. Саца. М., 1971.

12. Масловская Т.Ю. Сабанеев о прошлом (вместо предисловия) // Воспоминания о России / Сост. и предисл. Т. Масловской, коммент. С. Грохотова. М., 2005. С. 6–14.

13. Масловская Т.Ю. Л.Л. Сабанеев. Музыкальное образование в контексте культуры // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. Материалы X Международной научной конференции 1–3 ноября 2010 года. М., 2012. С. 20–24.

14. Программа семинария по социологии музыки, составленная Б.В. Асафьевым, 1927 г. // Из истории советского музыкального образования: Сборник материалов и документов 1917–1927 / Отв. ред. П.А. Вульфиус. Л., 1969.

15. Проскурина И.Ю. А. Глазунов глазами Л. Сабанеева (рецептивные тексты 1920–30-х гг.) // Художественный текст: явное и скрытое: сборник научных материалов / Ответ. ред. Л.А. Купец. Петрозаводск, 2007. С. 284–288.

16. Сабанеев Л.Л. Наука о музыке // Музыка. 1912. № 74.

17. Сабанеев Л.Л. Клод Дебюсси. М., 1922.

18. Сабанеев Л.Л. Психология музыкально-творческого процесса // Искусство. 1923. № 1. С. 195–212.

19. Сабанеев Л.Л. Морис Равель. Характеристика его творческой деятельности и очерк его жизни. М., 1924 (а).

20. Сабанеев Л.Л. История русской музыки. М., 1924 (б).

21. Сабанеев Л.Л. Всеобщая история музыки. М., 1925 (а).

22. Сабанеев Л.Л. Что такое музыка. М., 1925 (б).

23. Сабанеев Л.Л. Музыка после Октября. М., 1926.

24. Сабанеев Л.Л. Александр Абрамович Крейн. М., 1928.

25. Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Скрябине. М., 2000.

26. Сабанеев Л.Л. Воспоминания о Танееве. М., 2003.

27. Сабанеев Л.Л. Воспоминания о России / Сост. и предисл. Т. Масловской, коммент. С. Грохотова. М., 2005.

28. Щербакова А.И. Сабанеев о музыке и музыкантах: из истории русской музыкальной критики // Лики культуры, искусства и музыки в информационном пространстве ХХI века. Сб. мат-в I Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск, 2015. С. 40–45.


Рецензия

Для цитирования:


Лукьянов В.Г. НА ПУТИ К СОЦИОЛОГИИ МУЗЫКИ: ИЗ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ Л.Л. САБАНЕЕВА. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017;23(3):77-94.

For citation:


Lukianov V.G. TOWARDS SOCIOLOGY OF MUSIC: FROM THE SCIENTIFIC HERITAGE OF L.L. SABANEEV. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2017;23(3):77-94. (In Russ.)

Просмотров: 1390


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)