Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

ЛОББИЗМ И GR-ПРАКТИКИ В СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И ПРИБАЛТИКИ: ПОЛИТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Полный текст:

Аннотация

В данной статье анализируется феномен лоббизма как форма коммуникаций органов  государственной власти, бизнеса и общественно-политических акторов. В статье на основе  оценки результатов социологического опроса представлена обобщенная картина  функционирования лоббистов на политическом ландшафте, раскрыта специфика использования GR-технологий лоббистами на национальном и наднациональном уровне в  странах Европейского Союза. Научно-исследовательский подход основывается на  использовании методов сравнительного анализа социологической информации, экспертных  оценок, научного обобщения и синтеза. Основным методом исследования является  социологический опрос. Выборка: 600 респондентов в странах Европейского Союза  (выборка репрезентативна, статистическая погрешность 2,5%). Характеристика выборки:  многоступенчатая, квотная выборка с применением на завершающем этапе ее  формирования и реализации вероятностного отбора респондентов. Анализируются данные  социологического исследования воздействия информации на результативность принятия  управленческих решений лоббистами в странах Восточной Европы и Прибалтики, оценки эффективности различных политических акторов-лоббистов. Система власти в Европейском  союзе многоуровневая, лоббизм осуществляется при сильной конкуренции различных групп  интересов. К слову, российский бизнес слабо осведомлен о возможности и механизмах  отстаивания своих интересов на уровне ЕС и не использует этот инструмент. Институтами  власти ЕС, являющимися центрами работы лоббистов, являются Европейский совет, Совет  министров, Европарламент и Еврокомиссия. При ответе на вопрос об отношении к профессиональной прозрачности процесса лоббирования приблизительно каждый  четвертый из пяти респондентов сказал, что бизнес, торговые ассоциации и профессиональные организации прозрачны в своем подходе к процессу политико-административного лоббирования, при этом только каждый пятый отметил данный фактор в  отношении компаний. Респонденты явно выражают поддержку демократизации и открытости политического процесса, который является транспарентным для различных представителей  и групп интересов, при этом от лоббистов ожидается, что они будут открытыми в отношении представляемых ими интересов. Неясно определяемые интересы или недостаток прозрачности назывались самыми отрицательными аспектами лоббирования. Таким образом, многие эксперты констатировали, что успешное лоббирование может изменить состояние общественной среды и социально-политических отношений. Тогда как неудачное лоббирование заканчивается только негативными публикациями в СМИ и информационным шумом. Анализ, проведенный в статье, показывает, что опасения по поводу прозрачности процесса лоббирования сменились другими опасениями: что предоставляемая информация не является нейтральной, а ангажирована определенными группами влияния, и что лоббирование уделяет чрезмерное внимание интересам элит и богатых слоев населения (такую точку зрения поддерживает каждый третий респондент). Однако относительно положительных аспектов процесса лоббирования респонденты ясно указали обеспечение участия представителей групп бизнеса и социально-экономической сферы, граждан в политическом процессе (половина опрошенных) и использование актуальной технической и научной информации с соответствующей запросам лоббистов и групп влияния на информацию (поддерживает каждый третий респондент). Таким образом, подводя итоги сказанного выше следует отметить, что на вопрос, какие группы соответствуют определению “лоббист”, две трети опрошенных респондентов назвали торговые ассоциации, среди других, наиболее популярных ответов были агентства по воздействию на государственную политику (58%) и профессиональные организации (57%). Неправительственные организации были названы лоббистами более, чем половиной респондентов (51%), а компании – менее, чем половиной (47%). Профсоюзы считают лоббистами всего 40% респондентов.

Об авторах

Ю. М. Большакова
Республиканская академия государственной службы и управления
Сальвадор

канд. полит. наук, доц. кафедры государственного и муниципального управления Коми



С. Н. Большаков
Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина
Россия

докт. полит. наук, проф. кафедры политологии и международных отношений



Список литературы

1. Большаков С.Н., Большакова Ю.М. Социологические оценки эффективности феномена лоббирования в странах центральной и восточной Европы // Вестник общественного мнения: экономические и социальные перемены. ВЦИОМ. 2016. № 2. С. 92–111.

2. Васецкий А.А. Лоббизм в политическом процессе современной России // Управленческое консультирование. СПб., 2008. C. 80–97.

3. Зудочкина А.А. Связи с общественностью по-итальянски: особенности и перспективы // Вестник Московского университета. Серия. Журналистика. 2009. № 3. С. 46–53.

4. Каневский П.С. Национальные модели лоббизма: типы и механизмы функционирования // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2013. № 3. С. 121–138.

5. Коданина А.Л. Связи с общественностью в органах государственной власти и управления // Социология власти. 2010. № 2. С. 218–227.

6. Лещенко Т.А. Связи с общественностью как системообразующий эле мент субкультуры бизнес-сообщества: социологический аспект // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2010. № 4.

7. Лоббирование в демократическом обществе (Европейский кодекс поведения при лоббировании) // Доклад Комиссии по экономическим вопросам и развитию, Парламентская Ассамблея Совета Европы. URL www.coe.int/t/parliamentary_assembly

8. Лозанский Э.Д. Этносы и лоббизм в США: о перспективах российского лобби в Америке. М., 2004.

9. Любимов А.П. Правовые институты демократии России и стран Европы. Выборы, лоббизм и парламентаризм. М., 1999.

10. Малько А.В. Лоббизм // Общественные науки и современность. 1995. № 4. С. 58–65.

11. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 2003.

12. Паппэ Я. Отраслевые лобби в правительстве России (1992-1996) // Pro et contra. 1996. Т. 1 (зима).

13. Перегудов С.П. Лоббизм российского крупного бизнеса в ЕС // МЭиМО. 2009. № 9. С. 49–63.

14. Перегудов С.П., Лапина Н.Ю., Семененко И.С. Группы интересов и Российское государство. М., 1999.

15. Перегудов С.П., Уткин А.И., Костяев С.С. Лоббизм российского бизнеса в США и ЕС: эволюция и перспективы; Рос. акад. наук, Ин-т США и Канады. М., 2009.

16. Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти: Учеб. пособ. для вузов. СПб., 2006.

17. Связи с общественностью: теория и практика. М., 2008.

18. Соловьев А.И. Политическая коммуникация. М., 2004.

19. Сулакшин С.С. Практика промышленного лоббизма. Как делать законы своими руками. М., 2001.

20. Толстых П.А. Лоббизм в Государственной Думе Федерального Собрания: структура, технологии, перспективы легитимации. М., 2006.

21. Толстых П.А. GR. Практикум по лоббизму в России. М., 2007.


Для цитирования:


Большакова Ю.М., Большаков С.Н. ЛОББИЗМ И GR-ПРАКТИКИ В СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И ПРИБАЛТИКИ: ПОЛИТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017;23(3):174-199.

For citation:


Bolshakova Y.M., Bolshakov S.N. LOBBYING AND GR-PRACTICES IN EASTERN EUROPE AND THE BALTIC STATES: THE POLITICAL-SOCIOLOGICAL ANALYSIS. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2017;23(3):174-199. (In Russ.)

Просмотров: 359


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)