УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КОНСЕРВАТИЗМ ИЛИ ИННОВАЦИИ
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2017-23-4-32-44
Аннотация
Использование терминов “консервативное” и “инновационное” по отношению к образованию произошло сравнительно недавно. В 1978 г. в докладе Римскому клубу группа ученых обратила внимание на факт неадекватности принципов традиционного обучения требованиям современного общества к личности, к развитию ее познавательных возможностей. В этом докладе инновационное образование определялось как “ориентированное на создание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, готовности к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления, а также к сотрудничеству с другими людьми”. Фактически, с этого момента был запущен механизм реформирования системы образования в наиболее развитых странах мира.
Наша страна подключилась к этому процессу позже, тем не менее, реформа образования в современной России продолжается уже более 20 лет, причем часто мы идем вслед за Западом в ситуации, когда там уже от этого начинают отказываться. Чуть позже реформы переименовали в процесс модернизации образования, придав всему почти вечный характер и по сути подчеркнув фактор неопределенности данного процесса, переводя систему изменений в постоянное состояние, что весьма некомфортно и для тех кто учится, и для тех кто учит.
Об авторе
В. В. МироновРоссия
Миронов Владимир Васильевич, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой онтологии и теории познания, декан философского факультета, член-корр. РАН
Ломоносовский пр-т, д. 27, корп. 4, Москва, Россия, 119991
Список литературы
1. Аналитический доклад Министерства образования Российской Федерации. М., 2003.
2. Инновационное обучение: стратегия и практика // Материалы первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования. Сочи, 3–10 октября 1993 г. / Под ред. В.Я. Ляудис. М., 1994.
3. “...к 2015 году общая численность учащихся вузов сократится до 5,484 млн, в том числе 2,842 млн на бесплатных местах и 2,642 млн — на платных”. URL: http://www.infox.ru/science/enlightenment/2010/01/03/Fursyenkoiz_za_dye.phtml
4. Миронов В. Московский университет консервативен в академическом смысле. URL: http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Moskovskij-universitetkonservativen-v-akademicheskom-smysle
5. Миронов В.В. Наукометрия как разновидность безумия // Сократ. Журнал современной философии. 2016. Сент. С. 8–11. URL: http://socratonline.ru/page/naukometrija-kak-raznovidnost-bezumija
6. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под. ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. М., 2010.
7. Пантин В.И., Лапкин В.В. Волны политической модернизации в истории России. URL: http: //ss.xsp.ru/st/003
8. Приказ Минвуза РФ от 26.03.2002, № 1193 “Об утверждении на 2003 год величины ГИФО в зависимости от их категорий”. М., 2002.
9. Филиппов В.М. Актуальность Болонской декларации для российского высшего образования: Выступление на международной конференции. Санкт-Петербург. Декабрь. 2002 // Болонский процесс и качество образования. Ч. 2. Нижний Новгород, 2005. С. 20–28. URL: http://www.unn.ru/pages/issues/publisher_db/files/47/5.pdf
10. Формирование общества, основанного на знаниях: новые задачи высшей школы. Доклад Всемирного банка. С. XXIII. URL: http://siteresources.worldbank.org/EDUCATION/Resources/278200-1099079877269/5476641099079956815/se.pdf
11. Фурсенко положительно оценил вступительную кампанию // Взгляд. 2011. 30 авг. URL: http://vz.ru/news/2011/8/30/518480.html
12. Хед С. Что угрожает британским университетам? // Вопросы образования. 2011. № 2.
Рецензия
Для цитирования:
Миронов В.В. УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КОНСЕРВАТИЗМ ИЛИ ИННОВАЦИИ. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017;23(4):32-44. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2017-23-4-32-44
For citation:
Mironov V.V. UNIVERSITY EDUCATION: CONSERVATISM OR INNOVATION. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2017;23(4):32-44. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2017-23-4-32-44