Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Роль социального статуса семьи в формировании конкурентоориентированности и конкурентоспособности старшеклассников (на примере Тюменской области)

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2019-25-3-140-155

Аннотация

Семья является одним из ключевых факторов, влияющих на ценностные установки, отношение к труду, профессиональное самоопределение и жизненные планы учащихся старших классов. Статья посвящена рассмотрению вопроса о роли социального статуса семьи современных старшеклассников в процессе формирования их конкурентоориентированности и конкурентоспособности.

В статье были проанализированы результаты теоретических работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных анализу влияния социального капитала семьи на образовательные стратегии подростков. Методическую основу исследования составил анкетный опрос старшеклассников, проведенный в городах Тюмень, Тобольск, Ишим и сельской местности Тюменской области. Для анализа полученных данных использовалась программа IBM SPSS Statistics 23.

Рассматривая социальный статус семьи как основу “социального старта” молодых людей во взрослую жизнь, авторы отмечают двойственную природу роли данной характеристики на процесс социальной адаптации молодого поколения. На основе анализа данных анкетного опроса старшеклассников авторы делают вывод о различиях во мнениях о важности конкурентоспособности как необходимого качества личности.

По результатам исследования показано, что помимо уровня дохода семьи значимыми характеристиками в социальном статусе старшеклассников, оказывающими влияние на их конкурентоориентированность и конкурентоспособность, являются также уровень образования родителей и состав семей (полные или неполные). Было подтверждено предположение о наличии взаимосвязи между оценкой респондентами личного конкурентного потенциала и социально-профессиональным статусом семьи.

В качестве возможных направлений дальнейших исследований можно рассматривать изучение влияния уровня регионального развития на процесс формирования конкурентоориентированности учащихся старших классов, а также роль педагогов в данном процессе.

Об авторах

Л. В. Гуляева
Тюменский государственный университет
Россия

Гуляева Людмила Владимировна, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник социологической лаборатории

ул. Володарского, д. 6, г. Тюмень, 625003



М. Ю. Семенов
Тюменский государственный университет
Россия

Семенов Максим Юрьевич, кандидат социологических наук, ассистент кафедры общей и экономической социологии, младший научный сотрудник социологической лаборатории

ул. Володарского, д. 6, г. Тюмень, 625003



Список литературы

1. Ильковская И.М. Формирование конкурентоспособности выпускника современной школы: Дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01. Саратов, 2003.

2. Константиновский Д.Л. Молодежь в системе образования: динамика неравенства // Социологический журнал. 1997. Т. 0. № 3. С. 92–123.

3. Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М., 1999.

4. Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы — начало 2000-х). М., 2008.

5. Попов Д.С., Тюменева Ю.А., Ларина Г.С. Жизнь после 9-го класса: как личные достижения учащихся и ресурсы их семей влияют на жизненные траектории? // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 310–334.

6. Резник С.Д., Черниковская М.В., Сочилова А.А. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность выпускника вуза: опыт, перспективы научного поиска // Проблемы науки и образования. 2013. № 3 (47). С. 399–402.

7. Рощина Я.М. Семейный капитал как фактор образовательных возможностей российских школьников // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 257–277.

8. Словарь социолингвистических терминов. М., 2006.

9. Тощенко Ж.Т. Прекариат — новый социальный класс // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 3–13.

10. Уваров А.Г., Ястребов Г.А. Социально-экономическое положение семей и школа как конкурирующие факторы образовательных возможностей: ситуация в России // Мир России. 2014. № 2. С. 135–167.

11. Шафранов-Куцев Г.Ф., Гуляева Л.В. Исследование конкурентоориентированности современных старшеклассников: актуальные тенденции и перспективы формирования (на примере Тюменской области) // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 4. С. 651–668. DOI: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.651-668

12. Ястребов Г.А. Воспроизводство социально-профессиональных групп в современной России // Мир России. 2009. № 2. С.116–140.


Рецензия

Для цитирования:


Гуляева Л.В., Семенов М.Ю. Роль социального статуса семьи в формировании конкурентоориентированности и конкурентоспособности старшеклассников (на примере Тюменской области). Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019;25(3):140-155. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2019-25-3-140-155

For citation:


Gulyayeva L.V., Semenov M.Y. The family social status role in formation of competitive orientation and competitiveness of high school students. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2019;25(3):140-155. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2019-25-3-140-155

Просмотров: 1648


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)