Социально-экономически факторы, влияющие на развитие “общества средней зажиточности” (сяокан) в Китае
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-2-203-213
Аннотация
В статье продолжено рассмотрение широко распространенного в Китае представления о сяокан, модели идеального общества. Сяокан можно перевести на русский как “общество малого достатка”, “общество средней зажиточности”. В конце 1970-х гг. Китай начал проводить политику реформ и открытости внешнему миру, после чего Дэн Сяопин использовал понятие “сяокан” в качествехарактеристикикитайскоймоделимодернизации.Сяокансталцелью, достижение которой Китай должен был обеспечить к концу XX в.
В течение многих лет партийное руководство, политики и исследователи Китая обсуждали класс в марксистско-ленинских терминах: “рабочие”, “крестьяне” и “интеллигенция”. Коммунистическая партия Китая (КПК) не признавала никакой социальной, экономической или политической роли среднего класса, а конечной целью социального развития было создание “бесклассового общества”. Однако в эпоху реформ взгляды на классы начали эволюционировать, и на XVI съезде Коммунистической партии Китая в 2002 г. Цзян Цзэминь провозгласил цель “контролировать рост верхнего слоя общества, расширять средний слой и сокращать нижний”. После этого КПК начала развивать поддерживаемый государством дискурс о “гармоничном среднем классе”. Новая цель состояла в том, чтобы создать общество среднего класса, в котором основная масса населения была бы “экономически удовлетворенной”, “общество средней зажиточности”, сяокан, и это общество было бы гармоничным.
Об авторе
Цзянь ЛянРоссия
Лян Цзянь, асп. кафедры современной социологии социологического факультета
Ленинские горы, 1, стр. 33, Москва, 119234
Список литературы
1. Anderson G., Farcomeni A., Pittau M.G., Zelli R. A new approach to measuring and studying the characteristics of class membership: examining poverty, inequality and polarization in urban China // Journal of Econometrics. 2016. Vol. 191. P. 348–359.
2. Chinese Text Project. URL: http://ctext.org/liji/li-yun (accessed: 28.10.2019).
3. Chio J. A landscape of travel. Qe work of tourism in rural ethnic China. Seattle; L., 2014.
4. Chun N., Hasan R., Rahman M.H., Ulubasoglu M. Qe role of middle class in democratic diRusion // International Review of Economics and Finance. 2016. Vol. 42. P. 536–548.
5. Goodman D. Class in contemporary China. Cambridge, 2014.
6. Gornick J., Jantti M. Income inequality. Economic disparities and the middle class in aiuent countries. Stanford, 2013.
7. Li Cheng. Chinese scholarships on the middle class: f
Рецензия
Для цитирования:
Лян Ц. Социально-экономически факторы, влияющие на развитие “общества средней зажиточности” (сяокан) в Китае. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2020;26(2):203-213. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-2-203-213
For citation:
Liang J. Socio-economic factors influencing the development of “society of medium wellness” (Xiaoqang) in China. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2020;26(2):203-213. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-2-203-213