Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Роль Чемпионата мира по футболу 2018 г. в формировании имиджа России

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-3-106-126

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается роль международных спортивных событий в формировании внешнеполитического имиджа государства. Цель исследования — изучить роль чемпионата мира по футболу в формировании имиджа России. Использован фронтальный контент-анализ, который ориентирован на составление максимально подробного представления об информационном потоке на протяжении определенного периода с целью выявления содержательной динамики и носит прикладной характер. Физической единицей контент-анализа выступал номер статьи (дата выхода), а единицей анализа — текстовая публикация.
Поиск текстов для обработки осуществлялся на английском языке с помощью поиска в Google за период с 1 мая 2018 г. по 1 августа 2018 г. Статьи должны были одновременно содержать слова “Russia” и “World cup”. В обобщенном виде поисковый запрос выглядел следующим образом: site: [сайт издания] Russia and World cup. В выборочную совокупность вошли наиболее популярные статьи по запросам в Google. Из найденных текстов были исключены статьи, содержащие только сводку спортивных показателей, так как задачам исследования удовлетворяли статьи, затрагивающие социальные, политические и экономические аспекты Чемпионата мира по футболу 2018 г.
В частности, исследовались информационные приоритеты СМИ различных стран. Для американских и британских СМИ важно, в частности, соблюдение прав человека в России, а для китайских СМИ— возможность получать прибыль от поставок собственной продукции. Отношение к государству-организатору демонстрирует динамика враждебной риторики в публикациях зарубежных средств массовой информации. На этапе рефлексии итогов чемпионата мира по футболу количество негативных публикаций заметно снизилось, а положительные — стали преобладать.
Результаты исследования свидетельствуют о позитивной роли ЧМ- 2018 в формировании имиджа Российского государства. Чемпионат мира по футболу-2018 внес вклад в позитивный имидж России возможностью посетить государство-организатор и верифицировать имеющиеся на его счет убеждения.

Об авторе

В. В. Кочетков
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Кочетков Владимир Викторович, докт. социол. наук, проф., зав. кафедрой социологии международных отношений социологического факультета

Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, 119234



Список литературы

1. Анохин Е. В. Имидж страны: проблемы формирования и управления // Проблемы современной экономики. 2014. № 3 (51). С. 214–218.

2. Берендеев М.В. “Образ” как эпистемологическая категория в дискурсивных практиках // МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин. 2012. № 3. С. 131–137.

3. Быба Ю.В. Имидж современного Российского государства: состояние и перспективы формирования. Автореферат дисс. ... кандидата политических наук: 23.00.02. М., 2008.

4. Василенко И.А. Имидж России: концепция национального брендинга // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2012. № 4 (24). С. 66–78.

5. Васильева О.А. Национальный брендинг в контексте понятия “мягкой силы” // Национальная ассоциация ученых. Педагогические науки. 2015. № 6–1 (11). С. 103–107.

6. Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. М., 2003.

7. Гамалеева М. Формирование образа России как аспект публичной внешней политики. URL: http://www.advertology.ru/index.php?name=News&ale=article&sid=33457 (дата обращения: 14.11.2018).

8. Глазатов А.В.Спортвысшихдостиженийкакинструментполитикиформирования позитивного имиджа государства: отечественный опыт и перспективы. Автореферат дисс. ... кандидата политических наук: 23.00.02. М., 2017.

9. Гравер А.А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 3 (19). С. 29–45.

10. Давыборец Е.Н., Кузьмина О.В., Мефодьева С.А. Классификация технологий имиджа государства // Вестник ЗабГУ. 2016. № 05. С. 60–66.

11. Давыборец Е.Н., Радиков И.В. Роль объективных факторов в формировании имиджа России // Вестник ЗабГУ. 2015. № 05 (120). С. 66–74.

12. Долгова Д.А. Влияние спорта на международный авторитет государства // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2017. № 10. С. 129–135.

13. Ильин А.Б. Об оценке вклада предпринимательских структур автоспорта в формирование привлекательного имиджа территории // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. № 4 (28). С. 180–184.

14. Имидж России в информационном обществе: Мат-лы науч. конф. кафедры российской политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова 10 декабря 2010 г. / Под ред. И.А. Василенко. М., 2011.

15. Киселев И.Ю., Смирнова А.Г. Образ государства как фактор принятия внешнеполитических решений // Полис. Политические исследования. 2004. № 4. С. 116–125.

16. Крылов С.М. Формирование международного имиджа государства // Вологдинские чтения. 2006. № 58. С. 48–51.

17. Кузикова Л.Ш., Петрик Л.С. Всемирная летняя универсиада 2013 года как фактор формирования имиджа республики Татарстан и развития туризма // Наследие крупных спортивных событий как фактор социально-культурного и экономического развития региона. Казань, 2013. С. 117–119.

18. Телегина К.И. Понятие и структура имиджа государства // Тамбов: Грамота. 2014. № 12 (50): В 3-х ч. Ч. II. С. 191–194.

19. Улитина М.О. Методологические подходы к формированию международного имиджа государства // Вестник МГЛУ. Общественные науки. 2013. № 662. С. 207–222.

20. Харбих С.К. Международный имидж государства: факторы и коммуникативная стратегия формирования: на примере Чили. Автореферат дисс. ... кандидата политических наук: 23.00.04. М., 2015.


Для цитирования:


Кочетков В.В. Роль Чемпионата мира по футболу 2018 г. в формировании имиджа России. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2020;26(3):106-126. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-3-106-126

For citation:


Kochetkov V.V. The role of the 2018 FIFA World Cup in forming Russia’s image. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2020;26(3):106-126. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-3-106-126

Просмотров: 94


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)