Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Социальные аспекты ведущих религиозных доктрин: буддизм

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-3-105-128

Полный текст:

Аннотация

В статье детально рассматриваются проблемы, связанные с развитием буддизма, который привнес в религию личностный аспект и воплотил идею о необходимости сострадания ко всем живым существам. Особое место занимает анализ нравственной и социальной составляющей данной религии. Буддизм рассматривается как протестное движение, зародившееся в Индии, и направленное против застывшего иерархизма, механической обрядовости и корыстолюбия брахманов. Эта религия поставила под сомнение брахманскую иерархию, апеллировал в первую очередь к воинам, царям и массе свободного населения. Буддистская община представляла собой братство нищенствующих монахов, которые не совершали никаких обрядов, а лишь примером своей жизни указывали людям путь к спасению. Буддизм — это также одно из радикальных реформистских учений не только в интеллектуальном, но и в социальном аспектах. Он призывал людей, прежде всего, к внутреннему совершенствованию, последней ступени которого можно достичь лишь благодаря доброте и доброжелательности ко всем живым существам. Центральное место в данной статье посвящено спору о реальности существования Будды, его учению и трансформациям этого учения. Значительное место отводится описанию образа жизни буддийских монахов, взаимоотношениям внутри буддийской общины и с мирянами. Обоснованы причины привлекательности буддизма и его легкой адаптивности к другим религиозным доктринам. Показаны возможности трансформации буддизма, в том числе и в рамках синкретических вероучений, а также в деятельности тоталитарных и псевдорелигиозных сект. Приведены примеры политизации этой религии и ее включения в активность фундаменталистских организаций.

Об авторе

Н. Г. Осипова
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Осипова Надежда Геннадьевна, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры современной социологии, декан социологического факультета

Ленинские горы, 1, стр. 33, Москва, 119234



Список литературы

1. Агаджанян А.С. Буддизм // Религиоведение / Энциклопедический словарь. М., 2006.

2. Андреев В.П., Терентьев А.А. и др. Буддизм: история и культура. М., 1989.

3. Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. М., 2001.

4. Арвон А. Буддизм. М., 2005.

5. Армстронг К. Будда. М., 2008.

6. Ашвагхоша. Жизнь Будды. М., 1990.

7. Буддизм. Проблемы истории, культуры, современности / Ред.-сост. В.И. Корнеев. М., 1990.

8. Буддизм. Словарь / Под ред. Н.Л. Жуковской, А.Н. Игнатовича, В.И. Корнева. М., 1992.

9. Васубандху. Учение о карме / Предисл., пер. с санскрита и коммент. Е.П. Островской, В.И. Рудой. СПб., 2000.

10. Введение в буддизм / Ред.-сост. В.И. Рудой. СПб., 1999.

11. Герольд А.Ф., Карягин К.М., Ольденбург С.Ф. Жизнь Будды. Новосибирск, 1994.

12. Дайсаку И. Мой Будда. Земной путь Шакьямуни / Науч. ред. С.Х. Шомахмадов. М., 2017.

13. Джампа Т. Живая философия и медитация тибетского буддизма. М., 1995.

14. Елишев С.О. Тоталитарные религиозные секты и деструктивные культы как антисистемные организации // Вопросы политологии. 2020. Т. 10. № 5 (57).

15. Ермакова Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX — первой трети XX века. СПб., 1998.

16. Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классические буддийские практики. Путь благородной личности. СПб., 2006.

17. Карус П. Провозвестие Будды. М., 2014.

18. Левин З.И. Предисловие // Фундаментализм. М., 2003.

19. Лысенко В.Г. Буддизм // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001. Т. 1. С. 319–321.

20. Мировые религии. Буддизм. URL: https://www.grandars.ru/college/WlosoWya/mirovye-religii.html

21. Ольденбург С.Ф., Владимирцов Б.Я., Щербатской Ф.И., Розенберг О.О. Жизнь Будды, индийского учителя жизни. Пять лекций по буддизму. Самара, 1998.

22. Островская Е.П., Рудой В.И. Классические буддийские практики. Вступление в Нирвану. СПб., 2006.

23. Религии России: учебное, справочно-аналитическое пособие по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению / Под общ. ред. О.Ю. Васильевой, В.В. Шмидта. М., 2009.

24. Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991.

25. Старостин Б.С., Старостина Ю.П. Ученые Запада, Востока и России о буддийской цивилизации // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. Уч. пособ. для студентов вузов / Сост., ред. и вступ. ст. Б.С. Ерасов. М., 1998.

26. Таевский Д. Секты мира. Ростов н/Д.; СПб., 2007.

27. Талмуд Э.Д. Общественно-политическая мысль Шри-Ланки в Новое время. М., 1982.

28. Торчинов Е.А. Введение в буддизм. М., 2020.

29. Челищев В.И. Фундаментализм и фундаменталисты. М., 2010.

30. Шапарь В.Б. Секты — угроза национальной безопасности России. Ростов н/Д., 2007.

31. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.


Рецензия

Для цитирования:


Осипова Н.Г. Социальные аспекты ведущих религиозных доктрин: буддизм. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2021;27(3):105-128. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-3-105-128

For citation:


Osipova N.G. Social aspects of main religious doctrines: Buddhism. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2021;27(3):105-128. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-3-105-128

Просмотров: 961


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)