Мотив социального насилия в пространстве кинокоммуникации
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-3-167-186
Аннотация
Социальное насилие традиционно является одной из составляющих в информационном потоке художественной коммуникации, кинематографической в особенности. Специфическим языком кино легче, чем языком других искусств, привлекать и удерживать внимание широкой публики аттракционом насилия. К тому же, как правило, и экономичнее — в силу сравнительно низких издержек воплощения на экране насильственных практик при общей дороговизне кинопроизводства. На Западе экранизация практик насилия с целью развлечения публики, а вместе с ней и обеспокоенность общественности по поводу возможности их негативного воздействия на подрастающее поколение, имеет длительную историю. В рамках концепции “аудитории как жертвы” по проблеме воздействия здесь проведены тысячи исследований, главным образом в США. В СССР кинематограф развлекательной направленности находился под идеологическим запретом, что ставило репрезентацию насилия в соответствующие рамки. В 1990-е гг. киноситуация изменилась коренным образом. Произошедшая эскалация развлекательного насилия на экране вызвала обеспокоенность российской общественности. Социологи начали изучать его восприятие и воздействие на зрителей. В этой связи в статье рассматриваются опыт концептуализации социального насилия и его переформатирование после того, как под влиянием революционного насилия в прошлом веке кино обрело статус “важнейшего из всех искусств” и “общественная значимость” насилия стала культурным кодом его репрезентации. Но при переходе кинематографа к рынку открытый доступ на киноэкраны страны получили зарубежные фильмы. Экранное насилие утвердилось в статусе коммерчески важного коммуникативного аттракциона. В статье на материалах социологических опросов кинопосетителей Кирова и Екатеринбурга рассматривается его эффективность в этой функции. Уделено внимание и социокультурному аспекту проблемы — воздействию образов насилия на подрастающее поколение, в среде которого существует “группа риска”, заслуживающая внимательного изучения и учета в практике социального контроля.
Об авторе
К. А. ТарасовРоссия
Тарасов Кирилл Анатольевич, доктор культурологии, профессор кафедры социологии
пр. Вернадского, д. 76, г. Москва, 119454
Список литературы
1. Вострикова Е.Ю., СпутницкаяН.Ю. 40 лет насилия: мониторинг кинопериодики // Телекинет. 2018. № 3 (4). С. 36–72. URL: https://telecinet.com/wp-content/uploads/2019/01/34-36-72.pdf
2. Жабский М.И. Возможности, границыитехника опроса // Социологические исследования. 1984. № 3. C. 164–172.
3. Жабский М.И. Социодинамика кинематографической жизни общества. М., 2015.
4. Жабский М.И. Социология кино. М., 2020.
5. Жабский М.И., Тарасов К.А. К истории социального регулирования в сфере кинокультуры // Культура и искусство. 2012. № 2 (8). С. 42–52.
6. Жабский М.И., Тарасов К.А. Кино — свобода от цензуры… М., 2021.
7. Кинематограф — зеркало или молот? Кинокоммуникация как социокультурная практика. М., 2010.
8. Культура и культурные потребности москвичей // Правительство Москвы, Институт экономики Российской академии наук, Государственный институт искусствознания. Сер. Мегапроект “Стратегия развития Москвы до 2025 года”. M., 2010.
9. Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 3. М., 1994.
10. Под знаком вестернизации. Кино. Кино — публика — воздействие. М., 1995.
11. Подорога В.А. Насилие в современном кинематографе (подход к проблеме) // Политическая концептология. 2016. № 1. С. 189–208. URL: http://politconcept.sfedu.ru/2016.1/12.pdf (дата обращения: 11.01.2021).
12. Рондели Л.Д. Кино и его аудитория. Аналитическая летопись взаимоотношений (1969–2010 гг.). М., 2013.
13. Салынский Д. Полет гранаты над полем истории. К вопросу об отдаленных реакциях в поле культурной рефлексии // Экранизация истории: политика и поэтика / Отв. ред. Л. Будяк. М., 2003. С. 19–31.
14. Социология и кинематограф. М., 2012.
15. Cочинения Герберта Спенсера. Основания социологии. Т. II. Ч. III–VII. СПб., 1898.
16. ТарасовК.А. Насилие в фильмах: три условия миметического воздействия // Вестник ВГИК. 2016. № 2 (28). С. 84–96.
17. Тарасов К.А. Репрезентация насилия в киноиндустрии // Социологические исследования. 2018. № 8. С. 65–73.
18. Тарасов К.А. Поклонники развлекательного насилия на киноэкране // Журналист. Социальные коммуникации. 2020. № 3 (39). С. 65–70.
19. Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог, 2004.
20. Фрейлих С.И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. М., 2007.
Рецензия
Для цитирования:
Тарасов К.А. Мотив социального насилия в пространстве кинокоммуникации. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2021;27(3):167-186. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-3-167-186
For citation:
Tarasov К.A. We motif of social violence in the space of cinematic communication. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2021;27(3):167-186. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-3-167-186