Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Парадоксы общества потребления

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2016-22-1-23-43

Аннотация

В статье раскрываются два характерных для общества потребления парадокса. Первый выражается в противоречии между стремлением самообеспечения посредством приобщения к высоким потребительским стандартам и ограничениями финансового характера. Специфика культуры потребления требует совершать показные траты, даже если они несовместимы с финансовыми возможностями. Демонстративные траты осуществляются за счет экономии на невидимых для других людей сферах жизни, так как “сообщение” о статусе становится более важной потребностью, чем удовлетворение настоящих потребностей. Связь между уровнем дохода и уровнем потребления не представляется прямолинейной. Актуализирована тенденция ощущения потребления благ, псевдоконсьюмеризма, реализующего потребность казаться - одну из основных фиктивных потребностей, которая на практике выливается в реализацию стратегии символического обмана. Прослеживается “фиктивность второго порядка”, связанная не со знаковостью некоего блага, а со знаковостью блага, которое представляется наличным, но является отсутствующим. Потребление сменилось мимикрирующим под потребление представлением, симулякром потребления, виртуалией. Дихотомия “иметь или быть” в данном случае заменяется дихотомией “иметь или слыть” и, в свою очередь, “слыть или быть”. Второй парадокс выражается в культивировании желания подчеркивать с помощью потребления индивидуальность, которая нивелируется, когда данная практика становится массовой. Осуществляется стандартизация вкуса под риторику об элитарности. Образцы, предлагаемые как элитарные, своей притягательностью приобщают к себе широкие массы. Они элитарны по материальной недоступности для большинства, но массовы по желанию многих быть к ним приобщенным. Свойственная потребительскому обществу мода сознательно ориентирует на избранное меньшинство, но глубинной основой остается бессознательная ориентация на всеобщность. Мода стимулирует к стандартам потребления и к осуществлению индивидуального выбора, ограниченного этими стандартами. Она в некотором роде берет на себя право выбора за потребителя.

Об авторе

Алексей Николаевич Ильин
Омский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2005.

2. Бауман 3. Свобода / Предисл. Ю.А. Левады. М., 2006.

3. Бодрийяр Ж. Система вещей / Вступ. ст. С. Зенкина. М., 1999.

4. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Послесл. и примеч. Е.А. Самарской. М., 2006.

5. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М., 2007.

6. Борзых С.В. Человек-потребитель в условиях глобализации: Автореф. дисс. … канд. филос. наук. Томск, 2005.

7. Ванн Д., Нэйлор Т., Де Грааф Д. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру: Ультракультура. Екатеринбург, 2005.

8. Вербицкий М. LJ: конец эпохи // Русский журнал. 2005.06.07. URL: http://russ.ru/pole/LJ-konec-epohi (дата обращения: 02.12.2014).

9. Гопко В.В. Воля в массовой культуре: Дисс. … канд. филос. наук. Омск, 2006.

10. Груздева Е.Н., Калмыкова В.В. “Властелин колец” как миф постиндустриального, сетевого и информационного общества // Вопросы философии. 2011. № 8.

11. Девиантность в обществе потребления: Коллективная монография / Под ред. Я.И. Гилинского, Т.В. Шипуновой. СПб., 2012.

12. Ильин А.Н. Культура, стремящаяся в никуда: критический анализ потребительских тенденций / Науч. ред. Д.М. Федяев. Омск, 2012.

13. Ильин А.Н. Деконсолидация и деполитизация, характерные для общества потребления // Социологический журнал. 2014. № 3.

14. Ильин А.Н. Культура общества массового потребления: критическое осмысление. Омск, 2014.

15. Ильин А.Н. Потребительство как фактор нейтрализации социальных связей и политической активности // Социологическая наука и социальная практика. 2015. № 4 (12).

16. Ильин В.И. Потребление как дискурс: Учеб. пособие. СПб., 2008.

17. Ильин В.И. Дуальность структур индивидуального потребления в исторической динамике: от советского к постсоветскому обществу // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2014. № 2.

18. Кара-Мурза С.Г. Угрозы России. Точка невозврата. М., 2012.

19. Корнев В.В. Философия повседневных вещей. М., 2011.

20. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.

21. Липовецки Ж. Эра пустоты. СПб., 2001.

22. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 2003.

23. Ортега-и-Гассет Х. Человек и люди // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М., 2000.

24. Понукалина О.В. Социокультурное пространство досуга российского общества в контексте консумеризма: Автореф. дисс. … докт. социол. наук. Саратов, 2010.

25. Рзаева Р.О. К вопросу о символической политике постмодернистского мира (на примере проблемы “тюрбана” в современной Турции) // Вопросы философии. 2011. № 9.

26. Феофанов О.А. США: реклама и общество. М., 1974.

27. Фромм Э. Человеческая ситуация - ключ к гуманистическому психоанализу // Фромм Э. Искусство любить. СПб., 2002.


Рецензия

Для цитирования:


Ильин А.Н. Парадоксы общества потребления. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2016;22(1):23-43. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2016-22-1-23-43

For citation:


Il’In A.N. The paradoxes of the consumer society. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2016;22(1):23-43. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2016-22-1-23-43

Просмотров: 2443


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)