Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

БИЗНЕС И ОБРАЗОВАНИЕ: ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2017-23-4-182-208

Полный текст:

Аннотация

Статья написана аспирантами социологического факультета Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова по результатам общего обсуждения возможностей инновационного развития сквозь призму смежных областей знаний. Она отображает актуальность изучения процессов, происходящих в различных институтах общества и обуславливающих инновационное развитие. В публикации рассмотрены особенности функционирования и взаимодействия между собой социальных институтов бизнеса и образования в контексте инновационных процессов, происходящих в России (низкая конвертация фундаментальных знаний в инновации, неготовность молодежи заниматься наукой, отток специалистов из страны, сохранение баланса между традициями и инновациями в образовании, закрытие сложных производств, и другие). Проведен анализ существующих теоретических исследований и приведены примеры успешного взаимодействия образования и бизнеса, организованного в целях получения инновационных разработок (Научный парк МГУ и др.).

Приведены данные по инновационным моделям бизнеса, реализуемых в странах мира (Россия, Китай, Сингапур, США) и особенностям их реализации (возможности стартап-визы, проблемы защиты прав предпринимателей и инвесторов время запуска проекта и идеи до производства), эмпирические данные по оттоку специалистов из России, которые рассматривается как одно из следствий отсутствия инновационных производств в России). Авторами предложены возможные направления организации образования и инновационного бизнеса, основанные на успешном опыте зарубежных стран. Рассмотрены маркетинговые механизмы как способ коммуникации между институтами образования, бизнеса и государства при создании и реализации инновационных разработок в России, особенности маркетинга в инновационном контексте, в частности – ключевая роль маркетинга в приобретении покупателями итогового инновационного продукта.

Об авторах

А. Д. Юрасов
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Юрасов Александр Дмитриевич, аспирант кафедры экономической социологии и менеджмента социологического факультета

Москва



Д. А. Мусабаева
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия
Мусабаева Диана Абаевна, аспирант кафедры экономической социологии и менеджмента социологического факультета

Москва



И. Э. Сапрыкина
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия
Сапрыкина Ирина Эдуардовна, аспирант кафедры экономической социологии и менеджмента социологического факультета

Москва



Н. Г. Иванова
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия
Иванова Наталия Геннадьевна, аспирант кафедры экономической социологии и менеджмента социологического факультета

Москва



М. В. Фомин
Lomonosov Moscow State University
Россия
Фомин Максим Валерьевич, аспирант кафедры экономической социологии и менеджмента социологического факультета

Москва



Список литературы

1. Барков С.А. Инновации и социальная иерархия: диалектика взаимодействия // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2011. № 4.

2. Барков С.А. Организация и рынок как механизмы создания инноваций // Инновации в социально-экономическом развитии: государство, фирма, менеджмент / Под ред. В.П. Васильева. М., 2007.

3. Богданов О.Л., Фаменко О.Е., Елисеева М.Л. Механизмы продвижения наукоемкой продукции российских предприятий на рынок // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2012. № 8.

4. Ванюшкина В.В., Миргородская О.Н. Инновационные приоритеты развития науки, бизнеса и образования // Концепт. 2015. № 16.

5. Веселовский М.Я. Информационная среда инновационной деятельности // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 6 (19).

6. Власов В.А., Дмитриенко В.П., Клименов В.А., Негруль В.В., Селиванова Е.Е., Мейснер М.Н. Роль университета в формировании региональной инновационной системы на примере Томского политехнического университета // Инновации. 2006. № 8.

7. Выпускники МФТИ уезжают в США. URL: http://dolgopa.org/blog/tv/ vypuskniki-mfti-uezzhajut-v-ssha.html (дата обращения: 31.03.2017).

8. Денисов И.В. Экономико-технологические комплексы фирм и рынки // Экономический анализ: теория и практика. 2009. Т. 8. № 4 (133).

9. Зарубина Н.Н. Цивилизационные предпосылки инновационного развития России // Цивилизационная миссия России. XI Панаринские чтения: Сб. ст. / Отв. ред. В.Н. Расторгуев. Пушкино, 2014.

10. Заседание попечительского совета МГУ. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/deliberations/53770 (дата обращения: 08.05.2017).

11. Зборовский Г.Е. Высшее образование и бизнес: проблемы институционального взаимодействия // Экономика образования. 2007. № 4.

12. Зиневич О.В., Рузанкина Е.А. Этические аспекты внедрения инноваций в сферу образования // Высшее образование в России. 2010. № 12.

13. Злоказова Н.Е. Утечка инновационного человеческого капитала из России. Причины, последствия и пути выхода из кризиса // Сборник докладов годовой тематической конференции НЭА “Образование, наука и модернизация”. URL: http://econorus.org/onim/upload/m04j.pdf (дата обращения: 31.03.2017).

14. Итоги деятельности Роспатента в 2015 году и задачи на 2016 год. URL: http://www.rupto.ru/press/news_archive/inform2016/NTS2/dokladKir1.pdf

15. Иванова Н.Г. Совершенствование социальных институтов, как механизм сохранения образовательного капитала в России // XI Международная научная конференция “Сорокинские чтения”. “Университет в глобальном мире: новый статус и миссия”: Сб. мат-в. М., 2017.

16. Каллас М.С. Взаимодействие науки, образования и бизнеса как основа формирования инновационной среды в России // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).

17. Кашкарова М.В. К вопросу о взаимосвязи инновационного и экономических циклов // Вестник Казанского технологического университета. 2007. № 5.

18. Маркаров Д.Э., Злобин Е.В. Высшее образование и бизнес – направления взаимодействия // Высшее образование в России. 2011. № 11.

19. О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования // Сайт Минобрнауки. URL: Минобрнауки.рф/документы/2003/файл/105/41 d3da240064a4386d84.pdf (дата обращения: 27.04.2017).

20. Отчет отдела инновационной деятельности и трансфера технологий. URL: http://www.msu.ru/info/struct/departments/uip/uip1.html#1.1 (дата обращения: 27.04.2017).

21. Попазов Н.В. Институционализация отношений между бизнесом и образованием // Экономика образования. 2014. № 1.

22. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 “О Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы”. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180188/ (дата обращения: 27.04.2017).

23. Прохорович А. Как устроен рынок стартапов и инвестиций в Китае. URL: https://vc.ru/p/startup-in-china (дата обращения: 13.04.17).

24. Прядко С.Н. Рыночное сопровождение коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности вуза // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2016. № 7 (204).

25. Савченко И.В. Выведение инновационных продуктов на рынок: особенности и проблемы // Модернизация. Инновации. Развитие. 2016. № 4 (28).

26. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://ac.gov.ru/files/content/4840/strategiya-innovacionnogorazvitiya-broshyura-pdf.pdf (дата обращения: 27.04.2017).

27. Судас Л.Г., Юрасова М.В. Отношение студентов к науке и научной работе // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2005. № 3. С. 72–82.

28. Судас Л.Г., Юрасова М.В. Быть или не быть ученым?! // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 41. URL: http://ee-journal.spa. msu.ru/uploads/vestnik/2013/vipusk 41._dekabr_2013_g._/upravlenie_obrazovaniem/sufas_yurasova.pdf (дата обращения: 08.05.2017).

29. Тарасов А.М. Повышение инвестиционной привлекательности научноинновационной деятельности университета средствами маркетинговых коммуникаций // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. 2012. № 152.

30. Тарасов А.М. Роль маркетинговых коммуникаций в формировании научно-инновационного потенциала университет // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 151–1.

31. Усова Ю.П., Проскурина И.Ю., Попова Ю.Н. Медиапланирование и его роль в продвижении инновационной продукции // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 11.

32. Что такое коммерциализация. Описание и определение термина. URL: https://biznes-prost.ru/kommercializaciya.html (дата обращения: 31.03.2017).

33. Юрасова М.В. Современные подходы к управлению качеством // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2011. № 1. С. 112–125.

34. Юрасова М.В. Оценки систем качества подготовки выпускников в вузах России // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2013. № 1. С. 55–66.

35. Юрасова М.В. Проективные сценарии общественного устройства в сознании будущих обществоведов России // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2012. № 1. С. 155–169.

36. Юрасова М.В. Интегрированные системы исследований качества (качество исследований и исследование качества) // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2014. № 1. С. 174–193.

37. Юсим В.Н., Денисов И.В., Афанасьева М.В. Особенности государственной промышленной политики в условиях несовершенной технологической и институциональной среды // Современные технологии управления. 2011. № 7. URL: http://sovman.ru/article/0703/ (дата обращения: 08.05.2017).

38. Юревич М.А. Государственное стимулирование трансфера технологий в России // Социологический альманах. 2015. № 6.

39. Ястребов А.П. Маркетинговое информационное обеспечение разработки и реализации инновационных проектов // Проблемы современной экономики. 2012. № 1.


Для цитирования:


Юрасов А.Д., Мусабаева Д.А., Сапрыкина И.Э., Иванова Н.Г., Фомин М.В. БИЗНЕС И ОБРАЗОВАНИЕ: ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017;23(4):182-208. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2017-23-4-182-208

For citation:


Yurasov A.D., Musabaeva D.A., Saprykina I.E., Ivanova N.G., Fomin M.V. BUSINESS AND EDUCATION: INNOVATION STRATEGIES. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2017;23(4):182-208. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2017-23-4-182-208

Просмотров: 329


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)