Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Научно-практический рецензируемый журнал

Журнал «Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология» является научным изданием социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Научная концепция журнала предполагает публикацию материалов, посвященных научному анализу основных трендов современного социального развития и изменения, методологическим и теоретическим проблемам современной социологии и политологии, конкретных областей социологического и политологического анализа, а также результатов широкого спектра эмпирических исследований. В журнале освещаются проблемы и специфика современного общества и институционального порядка, политические процессы, вопросы социальной и государственной политики, социального и организационного менеджмента, специфики современных социальных процессов. В журнале также публикуются обзоры и рецензии на новейшие работы в области социологии и политологии, лекционные и методические материалы, а также информация и аналитические отчеты о проведенных конференциях. Журнал содержит раздел «Научная жизнь», освещающий научную и организационную жизнь социологического и политологического сообщества.

К публикации в журнале приглашаются как отечественные, так и зарубежные исследователи, работающие в области теоретической и эмпирической социологии, политологии, теории, методологии и истории социологии, а также специалисты смежных с социологией и политологией областей. К рассмотрению и публикации принимаются аналитические материалы, научные статьи, рецензии и отзывы на информационные материалы по фундаментальным и прикладным вопросам социологического исследования. Редколлегия журнала постоянно работает над расширением круга авторов, привлекая ученых из других вузов и институтов Российской академии наук, университетов стран ближнего и дальнего зарубежья.

Журнал входит в “Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук” Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации (Перечень ВАК, 2018 год) и рекомендован экспертным советом по философии, социологии, политологии и культурологии.

Постоянно обновляется редколлегия и редакционный совет, в которые входят как сотрудники социологического факультета МГУ, так и представители других университетов и научных сообществ России, ближнего и дальнего зарубежья.

 

Текущий выпуск

Том 30, № 4 (2024)
Скачать выпуск PDF

Социологическое образование перед вызовами современности 

8-33 146
Аннотация

В настоящей статье отражены достижения социологического факультета Московского государственного университета, который уже свыше 35 лет является признанным лидером в системе социологического образования России и готовит профессиональных социологов, очень востребованных на современном рынке труда. За последние пять лет путевку в профессиональную жизнь получили 1287 российских студентов (816 бакалавров и 471 магистр), а также 368 студентов-иностранцев, приток которых постоянно растет.

Автор отмечает, что особенностью обучения является гармоничное сочетание фундаментального и прикладного знания, теоретического и эмпирического умений, что характерно для классического университетского образования. В своей образовательной и научной деятельности социологический факультет МГУ опирается на сочетание фундаментальных научных знаний и эмпирических навыков, которые позволяют студентам быть не только практиками, способными обрабатывать и анализировать данные, но и теоретиками, понимающими глубинные социальные процессы. Система образования социологического факультета постоянно модернизируется, чтобы отвечать вызовам и требованиям современности. В данной связи особое внимание на социологическом факультете уделяется внедрению новых образовательных технологий, в том числе сетевой формы реализации образовательных программ, проектного обучения, дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.

В статье в систематизированном виде представлены достижения кафедр социологического факультета, а также итоги научной деятельности всего факультета, которые отражены в многочисленных монографических изданиях, публикациях статей, а также в докладах на международных и общероссийских конференциях. Многие монографии, опубликованные сотрудниками факультета, стали бестселлерами. В их числе: монография Н.Г. Осиповой 8 и С.О. Елишева “Революции и государственные перевороты: теория, история и практика», монография Н.Г. Осиповой и С.О. Елишева “Историческая Россия: территории и перспективы”, монографии С.О. Елишева “Социология религии в имперской России” и “Имперская государственность — судьба и миссия России”, коллективная монография сотрудников кафедры современной социологии “Социальное неравенство в современном мире: новые формы и особенности их проявления в России», коллективные монографии кафедры экономической социологии и менеджмента “Старшее поколение в постиндустриальных реалиях” и “Артефакты организационной культуры”.

Социологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова принимает активное участие в совместном развитии Инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьевы горы», способствовал запуску переговоров между ИНТЦ МГУ и крупными представителями реального сектора экономики. Большое внимание он уделяет сохранению культурно-исторического наследия России, популяризации традиционных для российского менталитета ценностей. Знаковой площадкой для реализации этого направления стал Введенский ставропигиальный мужской монастырь «Оптина Пустынь», в духовно-просветительском центре которого профессора факультета Н.Г. Осипова и С.О. Елишев выступали с публичными лекциями.

Автором детально освещены направления международного сотрудничества социологического факультета и мероприятия, способствующие привлечению абитуриентов

34-60 162
Аннотация

Социологическое образование в России продолжает развиваться в условиях постоянных изменений, происходящих как на его внешнем контуре, так и внутри социологического образовательного сообщества.

Статистические данные позволяют утверждать, что падение контрольных цифр приема (КЦП) и численности обучающихся в последние пять лет прекратилось, более того, наблюдается рост контингента студентов-социологов. Отмечено резкое сокращение социологического образования в негосударственных вузах, по очно-заочной форме и на договорной основе. Соотношение очного и заочного обучения в бакалавриате составило – 86 и 14%, соответственно, в магистратуре 88 и 12%.

Специальное внимание уделено наиболее острой проблеме, связанной с разработкой проектов ФГОС ВО 4 и вероятным переходом на него в ближайшее время. В самых неблагоприятных прогнозах социологическому образованию серьезно угрожает потеря идентичности.

Для понимания наиболее острых проблем, мешающих позиционировать социологическое образование как цельный, сложившийся образовательный процесс, изучены учебные планы 49 университетов, реализующих программы подготовки социологов. В выборку вошли вузы из рейтингов RAEX – предметного по социологии и топ-100 лучших вузов России, а также из рейтинга “Интерфакс” топ-100 вузов России. Соотнесение заявленных вузами профилей с их предметной наполненностью, а также блоков общесоциологических и специальных социологических дисциплин с блоками выделенных инструментальных дисциплин, практик, социально-гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин позволило выявить ряд особенностей и тенденций реализации образовательных программ подготовки социологов. В результате были выявлены две тенденции: одна – появление признаков складывающейся унификации образовательных программ по социологии, которая происходит при реализации профиля “Социология” в классических университетах, другая – массовая реализация несбалансированных образовательных программ, содержащих явные перекосы в сторону какого-либо блока дисциплин и не обеспечивающих полноценную реализацию заявленного профиля

61-83 89
Аннотация

Статья посвящена всестороннему анализу публичной политики как научной категории и как направления высшего образования. Публичная политика является одним из наиболее быстро развивающихся научных и образовательных направлений в XXI в. Данную тенденцию не стоит рассматривать исключительно как дань моде, при грамотном подходе публичная политика может стать краеугольным камнем в изучении политического процесса и в подготовке нового поколения экспертов в сфере политического управления и принятия решений. Московский университет является одним из флагманов развития данного направления, внедряя направление публичной политики как на уровне бакалавриата, так и магистратуры. В статье рассматривается история становления категории публичной политики, показаны основные теоретико-методологические предпосылки ее изучения, причины институциализации в разных странах мира. Показано, что публичная политика — это многогранная категория, понимание которой варьируется в зависимости от теоретических, управленческих и идеологических ракурсов. Вместе с тем, это важнейшее образовательное и исследовательское направление, которое связано с фундаментальными основами функционирования государства, вопросами повышения эффективности государственного управления, гармонизации интересов государства и общества. Автор доказывает точку зрения, что университеты, вовлеченные в организацию подготовки экспертов публичной политики, находятся сегодня на острие процессов модернизации и повышения эффективности всего политико-управленческого аппарата. Эксперты публичной политики, подготавливаемые российскими вузами в целом и Московским университетом в частности — это будущие многопрофильные профессионалы, способные управлять сложными социально-политическими процессами, повышать эффективность государственного аппарата, выстраивать грамотный баланс между государственными и общественными интересами

84-95 104
Аннотация

Статья представляет собой обобщенный анализ мнений студентов о Московском университете, которые они высказывали в рамках проведенного на социологическом факультете исследования “МГУ глазами студентов социологического факультета”. Данное исследование было приурочено к 270-летию Московского университета. Цель исследования заключалась в том, чтобы на базе анализа мнений студентов о критериях выбора вуза для получения высшего образования, о различных аспектах собственно образовательного процесса и перспективах трудоустройства, создать целостное представление об отношении обучающихся к Московскому университету, о его миссии в развитии России и российской науки, а также об их собственных жизненных траекториях. Анализируемые в статье ответы являются яркой демонстрацией того, что Московский университет играл и продолжает играть особую роль в жизни студенчества. Именно студенты выступают главными героями данной статьи. Молодые люди высказывали свои мнения о том, почему они выбрали МГУ, какие факторы повлияли на их выбор, каким образом проходит их обучение, как альма-матер влияет на их жизненные стратегии. Вместо заключения в статье приведены два неординарных эссе, в которых описан путь студентов к поступлению, впечатления от учебы, а также ожидания, устремления и надежды.

Современная социология — тренды XXI века 

96-111 60
Аннотация

В статье рассматриваются особенности современного этапа урбанизации, в частности, усложнение пространственной организации, связанное с преодолением городами их административных границ, что привело к появлению агломераций и урбанистических регионов. Новые урбанистические формы рассматриваются как результат становления постиндустриального общества, где рынок труда демонстрирует большую гибкость, чем в индустриальном. Кроме того, современная транспортная система позволяет без труда преодолевать значительные расстояния за короткое время и тем самым меняет представление о пространстве. Цифровые технологии позволили перевести ряд взаимодействий (как личных, так и деловых) в дистанционный формат, что также способствовало разрастанию урбанистических образований и осложнило управление ими. Кроме того, автор указывает на неоднозначный характер социальных последствий цифровизации и алгоритмизации урбанистического пространства. Отмечается, что технологии умного города, которые позиционируются как эффективная возможность противодействия неопределенности и управления ею, создают новые уязвимости и угрозы. Отдельное внимание уделяется новым вызовам, с которыми встречаются современные города вследствие изменения климата, что требует взвешенного подхода к разработке экологической политики с учетом национальных интересов каждого из государств. Таким образом, автор демонстрирует широкий круг социальных проблем, актуальных для современных урбанистических образований, которые становятся все сложнее. В статье подчеркивается, что сегодня урбанистика представляет собой междисциплинарное направление, для которого большое значение имеет социология, позволяющая получить ответ на вопрос о том, как повысить качества жизни населения всех существующих сегодня пространственных форм.

112-130 109
Аннотация

Статья посвящена анализу проблем здоровьесбережения среди российской молодежи. На основе данных общероссийских опросов и представленных в релевантных исследованиях выявлены существующие противоречия между ценностным восприятием здоровья и деструктивными практиками в отношении здоровья, распространенными в молодежной среде. Автор считает, опираясь на понимание здоровьесбережения как целенаправленной деятельности, в структуре которой значимую роль играет когнитивный компонент, отражающий представления и уровень наличного знания о здоровье, что для выявления причин парадоксальных тенденций в состоянии здоровья и отношения к нему российской молодежи необходимо изучить особенности представлений молодых людей о здоровье и здоровьесбережении. В этой связи автором проведен анализ структуры социальных представлений молодых россиян. Теоретическую основу исследования составили ключевые положения концепции социальных представлений С. Московичи. В качестве эмпирической базы выступили данные авторского эмпирического исследования “Здоровьесбережение современной российской молодежи: представления и практики”. По результатам исследования установлено, что ядро социальных представлений современной молодежи о здоровьесбережении составляют характерные для российского общества и его культуры идеи о здоровьесбережение, однако они отражены в ограниченном формате и включают лишь отдельные компоненты традиционной модели здорового образа жизни. В периферическую зону входят такие компоненты, как отказ от вредных привычек, благополучие и поддержание эмоциональной стабильности. Наименее характерным для молодых россиян оказывается связь представлений о здоровье и здоровьесбережении с институциональными практиками диспансеризации и прохождения профилактических осмотров, что позволяет предполагать о снижении роли института медицины как агента социального контроля в отношении здоровья в представлениях молодого поколения. Таким образом, социальные представлений молодых россиян о здоровье и практиках его сохранения, наряду с традиционными идеями, отличаются особенностями, формирование которых, по мнению автора, обусловлено влиянием новых агентов ЗОЖ-социализации и онлайн-источников.

131-145 131
Аннотация

В статье рассматриваются новые формы социального неравенства, интерес к которым возник преимущественно в конце ХХ – начале XXI в. Особое внимание уделено анализу глобального, цифрового и инвайронментального неравенства. Рассматриваются причины социологического интереса к указанным проблемам, важнейшими из которых являются технический прогресс конца ХХ – начала XXI в., изменение способов оценки уровня социального неравенства, а также трансформация исследовательской оптики и инструментов познания, в том числе по причине появления технологий искусственного интеллекта.

Представлены основные характеристики новых форм социального неравенства, их взаимосвязь, уровни и критерии измерения. В статье описаны несколько перспектив изучения глобального социального неравенства. В социологической литературе большинство из них связано с переходом от изучения национального государства в качестве ключевой единицы анализа к исследования глобального социального пространства. Анализ цифрового неравенства и проблема социального разрыва сегодня предстают как совокупность нескольких уровней исследования и связаны с рассмотрением доступа к технологиям, владения цифровыми навыками и наличия жизненных шансов и возможностей, которые появляются у людей, эффективно использующих новейшие цифровые технологии. Загрязнение окружающей среды и изменение климата привели к возникновению исследовательского интереса к проблеме социально-экологического неравенства, которое связано с неравномерным распределением экологических рисков. В контексте анализа инвайронментального неравенства рассматривается экологический неоколониализм как фактор, усиливающий социальное неравенство.

В заключении статьи делается вывод о необходимости дальнейшего социологического изучения вопросов социального неравенства, анализируется роль социологии в решении этих проблем и актуализации данных 

146-164 109
Аннотация

В статье анализируется влияние цифровизации на социологию и профессиональные траектории социолога. Выделяются основные этапы “цифровизации” социологии, в рамках которых меняется не только объем используемых данных, но и методы их обработки и анализа.

Говоря о трансформации современной социологии, автор описывает несколько проектов ее “оцифровки”, определяя ключевые особенности каждого. “Цифровизация” социологии рассматривается как амбивалентный процесс, который, с одной стороны, открывает целый спектр возможностей для исследователя, с другой, актуализирует ряд серьезных проблем.

Развитие вычислительных технологий ведет к расширению возможностей по переосмыслению и верификации отдельных классических теорий, широкому внедрению нереактивных методов социологического исследования, к повышению их доказательности и воспроизводимости. В то же время, проблемами цифровизации становятся: усиление эффекта “черного ящика”, предвзятость и непрозрачность алгоритмов искусственного интеллекта, снижение интерпретируемости результатов, получаемых социологом, работающим в парадигме “больших данных”. Это ведет к необходимости переосмысления модели российского социологического образования, развития образовательных технологий, интегрирующих классическое социологическое мышление и новые цифровые технологии.

165-188 80
Аннотация

В статье предпринимается попытка охарактеризовать проблемное поле научных исследований кафедры социальных технологий социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках изучения социальных технологий в управлении современным российским обществом, с акцентом на технологии модернизации российского общества и трансформацию управленческих практик в условиях новых внешних вызовов (прежде всего, связанных с активным внедрением цифровых информационно-коммуникативных технологий).

Современное российское общество развивается в условиях внешних и внутренних вызовов, требующих трансформации управленческих практик и разработки новых социальных технологий. В связи с необходимостью реализации поставленной властью задачи выбора пути дальнейшего пути развития и переосмысления системы духовно-нравственных ценностей, актуализировалась проблема разработки, отбора и применения социальных технологий социокультурной, экономической и политической модернизации российского общества. Рассматривая ретроспективно процесс модернизации России, можно четко видеть “маятниковость” развития — то в сторону заимствования “западного” опыта и проведения реформ по западным образцам, то, наоборот, “возвращение к корням” и осуществление контрреформ. В нынешней геополитической ситуации можно констатировать возникший запрос не только на возвращение к традиционным ценностям, консервативной идеологии, но и к переосмыслению России как “особой цивилизации”.

Серьёзные вызовы (социально-демографические изменения, цифровизация, алгоритмизация, роботизация, развитие искусственного интеллекта, машинного обучения, шеринговой экономики и т.п.), с которыми сегодня сталкивается общество и его социальные институты, требуют переосмысления управленческих практик и социальных технологий. Цифровизация социального управления все острее ставит проблемы выявления и анализа социальных последствий внедрения искусственного интеллекта, замены человеческого труда машиной и алгоритмами. Говоря об изменении характера управленческой деятельности в условиях цифровизации общества, мы видим всё большее проникновение технологий искусственного интеллекта в сферу управления и развитие алгоритмического управления. Алгоритмы сегодня используются в государственном управлении, в сфере социального обслуживания и предоставления социальных услуг населению, в сфере образования, здравоохранения. Автономность и автоматизация алгоритмических решений ставит серьезный вопрос о снижении роли человеческого фактора в управлении, что вызывает тревогу, особенно в сферах, которые традиционно выстраивались вокруг человека. Кроме того, машины не просто изучают человека, они пытаются подтолкнуть его к принятию определенных решений, к заданной поведенческой реакции на тот или иной стимул, открывают новые возможности для осуществления манипулирования. При активном внедрении цифровых технологий во все сферы общественной жизни и в систему управления возникают опасения тотального цифрового контроля. По мере того, как цифровые платформы получают все большую инструментальную власть и доступ к личным данным, растет и сопротивление пользователей цифровых платформ в связи с отсутствием контроля за “судьбой” предоставляемых данных. Все это может привести к росту социальной напряженности, что нельзя не учитывать при реализации управленческих практик и выборе современных социальных технологий управления обществом.

189-207 142
Аннотация

В статье анализируются данные социологических исследований, проведенных кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, сотрудники которой придерживаются фамилистической парадигмы. Данные этих исследований используются для социального проектирования и прогнозирования семейно-демографического поведения основной массы населения, а также для разработки рекомендаций по совершенствованию семейно-демографической политики, направленной на повышение рождаемости и преодоление кризиса семьи, как социального института. Анализ этих данных показал, что эффективная политика в области семьи и демографии должна быть направлена не только на изменение отношения к семейной жизни и рождению детей со стороны тех людей, которые находятся сейчас в активных репродуктивных возрастах, но и на формирование позитивного отношения подростков и молодежи к основанной на прочном законном браке и тесной связи между тремя поколениями семьи с тремя и более детьми. Социальная атмосфера, поощряющая создание и сохранение семей данного типа, должна рассматриваться как необходимое условие для процветания страны.

208-234 80
Аннотация

Статья посвящена радикальным преобразованиям структуры знания в современной экономической социологии и теории менеджмента, переходу от стройных иерархий идей (вершина которых состоит из небольшого количества аксиом, а основание — из множественных конкретных рекомендаций) к постмодернистскому рынку концепций. Авторами произведен сравнительный анализ такой трансформации в экономической социологии и теории менеджмента, выявлены общие закономерности и специфические факторы, определившие различие научных полей двух данных направлений в науке. К последним отнесены: 1) субъекты, проводящие научные исследования (в теории менеджмента наряду с учеными такой практикой занимались менеджеры, консультанты, люди, так или иначе связанные с бизнесом), 2) терминологический арсенал наук (в теории менеджмента активно создавался специфический язык для общения руководителей и подчиненных), 3) использование маркетинговых и PR-технологий для продвижения идей. Совокупность данных факторов определила особый “ландшафт” предметных областей экономической социологии и теории менеджмента.

В статье сделан вывод о том, что несмотря на имеющиеся проблемы, обусловленные мультипарадигмальностью, складывающий “гибкий” формат социогуманитарного знания открывает новые возможности для творчества в условиях быстрых изменений социальной реальности, устаревания классических подходов к ее познанию, а также осознания бесконечного разнообразия явлений и процессов в сфере экономики и менеджмента.

В такой ситуации каждый научный коллектив должен выбрать свое особое место на выставке идей, создать свои привлекательные для научного сообщества и широкой общественности выставочные “экспонаты”. Среди разнообразия актуальных и востребованных направлений исследований в статье определены три ключевых тематических блока, отражающих научные приоритеты кафедры экономической социологии и менеджмента Московского университета: 1) институциональные изменения и институциональный контекст социально-экономических и управленческих процессов, 2) старение населения и цифровизация как ключевые факторы трансформации экономики и управления, 3) социально-экономические процессы и явления в зеркале цифровой коммуникации.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА 

235-264 182
Аннотация

Данная статья подготовлена коллективом авторов социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках серии мероприятий, посвященных 270-летию Московского университета. В основу статьи легли обработанные и проанализированные данные социологического исследования “Социальная коммуникация в современном обществе: сущность и особенности”, проведенного сотрудниками социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова под руководством декана социологического факультета МГУ, профессора Н.Г. Осиповой в апреле–мае 2024 г. В рамках исследования было опрошены в общей сложности 401 студент социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Особый акцент в исследовании был сделан на изучении особенностей осмысления студентами социологического факультета самого факта перехода человечества в своем развитии в новую для него стадию — электронно-цифровую эпоху, а также особенностей социальной коммуникации и тех возможностей, которые они приобрели, благодаря наступлению данной эпохи.

В рамках исследования было выявлено в целом положительное отношение студентов к процессу становления электронно-цифрового общества, активному внедрению цифровых технологий в повседневную жизнь современного человека, без которых молодые люди уже не мыслят свое существование. В то же время, их активное погружение в виртуальную реальность, которую обеспечивают и фактически создают новые СМИ, особенно социальные сети и мессенджеры, закономерно привели к возникновению у них интернет-зависимости, гаджето-зависимости, а также к некритичному осмыслению той информации, которую они получают из этих источников. Естественно, что это очень негативно сказывается на формировании их жизненных установок, ориентиров, в значительной степени, носящих потребительский характер, а также делает их очень удобным объектом для деструктивной пропаганды и манипулятивного воздействия.

265-278 69
Аннотация

Данная статья посвящена сопоставлению и анализу ряда результатов социологических исследований, проведенных на социологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова в феврале 2024 г. и в апреле-мае 2024 г. В рамках пилотного исследования февраля 2024 г., проведенного методом стандартизированного интервью были выбраны 42 студента бакалавриата (48%) и магистратуры (52%) социологического факультета. Возраст 36% опрошенных находился в интервале 17–18 лет, 52% от 19 до 22 лет, 12% — от 23 до 26 лет.

В рамках проведенного на социологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова в апреле–мае 2024 г. социологического исследования “Социальная коммуникация в современном обществе: сущность и особенности” в общей сложности 401 студент социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Исследование было проведено методом анкетного опроса. Были опрошены 401 студент социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, из них — 73,32% бакалавров и 26,68% магистров, что соответствует структуре студенческого состава социологического факультета. Среди опрошенных студентов 70,07% являлись лицами женского пола, а 29,93% — мужского, что в целом соответствует общему гендерному составу студентов факультета. 65,75% опрошенных (т.е. почти две трети опрошенных) составили молодые люди в возрасте от 19 до 22 лет, 19,5% — от 23 до 26 лет, 14,75% — от 14 до 18 лет.

В рамках этих исследований студентам были заданы ряд вопросов, направленных в том числе и на выявление их представлений о сути феномена пропаганды, видах пропаганды, восприятии пропаганды, о деструктивной и конструктивной пропаганде. Результаты исследований показали, что в студенческой среде в целом превалируют неверные и смутные представления о сути феномена пропаганды, различных ее видах и методах, а также негативное отношение опрошенных к самому феномену пропаганды, что четко просматривается в ряде данных ими развернутых определений данного феномена. Значимая часть студентов прежде всего ассоциирует понятие пропаганды с понятиями “навязывание”, “манипулирование”, прежде всего, из-за господствующих в социальных сетях и мессенджерах, популярных у молодежи неолиберальных идеологем, что сами молодые люди не особенно и осознают. Тем не менее они констатирую факт наличия острой идеологической борьбы в Российской Федерации и, активное неолиберальной идеологии в современной России.

279-293 66
Аннотация

В настоящей статье, на базе результатов эмпирических исследований, проведенных сотрудниками социологического факультета, доктором социологических наук, доцентом Т.В. Семиной и аспирантом А.А. Беловым рассматривается деструктивное влияние электронно-цифровых СМИ на здоровье российских граждан. По сути речь идет о “медиатизации медицины”, под которой понимают “процесс, вызванный появлением средств цифровой коммуникации, в результате которого массы получили свободный доступ к медицинской информации, многие все вопросы, связанные со здоровьем человека и общества, так или иначе опосредуются электронными СМИ”.

Автор подчеркивает, что достаточно часто СМИ практикуется неконтролируемая подача квазимедицинской информации, признаки экономической ангажированности, присутствующие в СМИ, выражаются в том, что главным источником дохода для средств массовой информации является реклама, особенно лекарственных и фармацевтических препаратов. При этом самыми эффективными по воздействию на аудиторию являются ролики, рекламирующие лекарственные препараты на телевидении.

В 2019 г. доктором социологических наук, доцентом социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Т.В. Семиной была доказана деструктивная роль СМИ в генезисе социального конфликта в системе “врач-пациент”. В апреле–июле 2024 г. автором также было предпринято эмпирическое социологическое исследование, посвященное проблемам конструирования общественного здоровья в Российской Федерации, в частности, эффективности воздействия рекламных материалов, размещаемых в СМИ, на здоровьесберегающие установки россиян, результаты которого представлены в статье. В целом результаты эмпирических исследований, проведенные Т.В. Семиной и подтвержденные авторским исследованием убедительно доказывают дисфункциональность СМИ в отношении здоровьесбережения граждан России, их отрицательное влияние на сознание как здоровых, так и больных людей.

Автор подчеркивает, что беречь здоровье не так сложно, но, к сожалению, многие люди даже и не пытаются это сделать, руководствуясь определенными стереотипами, навязываемыми СМИ. Например, что после определенного возраста абсолютно все имеют повышенное давление, избыточную массу тела, гормональные и прочие расстройства и должны регулярно принимать соответствующие (широко рекламируемые) лекарственные препараты или биологически активные добавки, польза от которых научно не доказана. Самое главное, необходимы изменения в развитии самосохранительного поведения у населения. Основная задача государства не только в развитии эффективной системы здравоохранения, но и в пропаганде ответственного отношения граждан к собственному здоровью, которое подразумевает регулярные медицинские обследования, отказ от вредных привычек, ведение здорового образа жизни, предполагающего “жизнь в движении”, полноценный сон и когнитивную активность.

294-304 76
Аннотация

Статья посвящена актуальным проблемам цифровой трансформации Китая и роли цифрового доверия в ней. Цифровая трансформация — это долгосрочный всеобъемлющий и быстрый процесс, сопровождаемый резким развитием цифровых технологий, институциональными изменениями и соответствующей адаптацией людей к новым условиям. При этом подчеркивается, что кардинальные изменения, вызванные цифровой трансформацией, приносят многонеопределённости и рисков для общества, которые без должной государственной реакции могут привести к социальным беспорядкам и социальным волнениям, понизить доверие к этому процессу.

В процессе цифровой трансформации высокое доверие между людьми способно уменьшить подозрения, сомнения и снизить социальную напряженность в обществе. В данной связи на первый план социологического анализа выходит цифровое доверие — новый комплексный социальный феномен, объединяющий достаточную уверенность в надежности отдельных лиц, процессов и технологий, связанных с безопасностью и преимуществами цифрового мира.

Автор показывает, что структура цифрового доверия многогранна и задает различные объекты для исследования: ими могут выступать технологии, процессы, индивиды и т.д., следовательно, те факторы, которые влияют на эти три компонента структуры доверия, допустимо рассматривать как факторы, влияющие и на цифровое доверие в целом.

Однако тема цифрового доверия еще мало изучена, как с теоретической, так практической точек зрения, а валидных эмпирических ее исследований явно недостаточно. Действительно, некоторые ученые использовали в своих исследованиях для изучения элементов, влияющих на цифровое доверие, факторный анализ. Однако из-за отсутствия проработанной теоретической базы, механизм взаимодействия между влияющими факторами и характеристиками цифрового доверия не может быть достоверно описан.

В статье представлена оригинальная методология социологического анализа цифрового доверия, основанная на методологии факторного анализа. В результате ее апробации выявлены факторы, влияющие на уровень цифрового доверия, которые имеют теоретическое и практическое значение.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.