Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск
Том 23, № 1 (2017)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2017-23-1

ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

4-27 1429
Аннотация

Представленная статья является первой из двух статей, цель которых познакомить неподготовленного читателя с возможностями применения математических методов, разработанных в научном направлении “Концептуальный анализ и проектирование систем организационного управления (КП СОУ)”, предназначенных для решения разнообразных задач как в технических, так и в гуманитарных областях.

В основе данного методологического подхода лежит процесс концептуализации, под которым понимается теоретическое исследование качественного аспекта некоторой выделенной предметной области с использованием форм математической (аксиоматической) теории, фиксирующей связи логической выводимости между понятиями, характеризующими эту предметную область. Разработанная аксиоматическая теория – концептуальная схема – является основой для построения структур баз данных, процессов выработки решений, разнообразий феноменов предметной области, анализа структуры и генезиса предметной области и других задач.

С учетом нематематической подготовки читателя содержание методов иллюстрируется на примере концептуализации одной из концептуально несложных предметных областей – области родственных отношений, а также выборе одной из наиболее простых целей концептуализации – структуризации предметной области и построения разнообразия ее феноменов. Для лучшего понимания в статях в облегченной форме описываются и объясняются этапы технологии концептуализации, основные трудности постулирования и типичные решения.

В первой статье разъясняются вопросы полагания (постулирования) при построении концептуальных схем. К ним, в частности, относятся определение границ предметной области, выделение основных понятий и точное определение их содержания. Значительное внимание уделяется влиянию этих решений на результаты концептуализации. 

 Начало. Окончание статьи см. в № 2 за 2017 г.

28-48 2167
Аннотация

Статья посвящена обзору становления и упадка бихевиоралистской парадигмы в политологии. Автор начинает анализ с критического рассмотрения научных концепций, предшествующих появлению модернистского эмпиризма, в рамках которого возникает поведенческий анализ. Далее исследователь прослеживает путь становления бихевиоризма в русле обществоведческих дисциплин: формирование модели в психологии, выход теории за пределы чистой психологии и перенесение ее идей сначала в социологию, а после и в политологию. Автор анализирует гносеологические запросы бихевиорализма к научной теории и раскрывает принципы бихевиорализма как политологической парадигмы. В работе представлены концептуальные и контекстуальные факторы, способствовавшие спаду популярности бихевиорализма в политической науке, рассматриваются его методологические ограничения. Автор излагает основные претензии критиков к данному исследовательскому подходу и объясняет причины упадка данной парадигмы. Вместе с тем, в работе отражена и методологическая рефлексия бихевиорализма, последовавшая за спадом его популярности, раскрыты принципы нового направления – пост-бихевиорализма, а также изложена позиция современных представителей поведенческого анализа по некотором методологическим вопросам. 

49-68 2802
Аннотация

На разных этапах истории различные виды труда закреплялись за членами общества принудительным или недобровольным способом. Только в рыночном обществе, т.е. при капитализме, способ закрепления труда за работниками приобретает характер почти свободного выбора профессии. На профессиональные предпочтения соискателя влияют не только его потребности, желания, мотивация и личностные качества, но также ситуация на рынке труда и экономическое положение семьи.

В отечественной социологии различают два явления – выбор профессии и профессиональный подбор. Выбор профессии – стихийный индивидуальный процесс поиска рабочего места, характеристики которого соответствовали бы характеристикам личности (склонностям, темпераменту, социальному статусу, месту жительства и т.д.). Профессиональный подбор – целенаправленный отбор одного кандидата среди нескольких претендентов на свободную вакансию, который осуществляется специалистом – сотрудником организации, на основе списка требований, характеризующих данное рабочее место. Социологи нередко пользовались определением, которое предложили психологи. Согласно точке зрения последних, профессиональный подбор – это целенаправленный процесс выбора одного кандидата из группы претендентов на данную должность, кто соответствует требованиям рабочего места по своим личностным качествам.

Профессиональный отбор – это процесс, с помощью которого предприятие или организация выбирает из числа кандидатов одного или нескольких, наилучшим образом подходящих под критерии отбора на вакантное место, принимая во внимание текущие условия окружающей обстановки. Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения (по Е.И. Головахе), – это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника. Американский социолог и психолог Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера рассматривается как “чередующиеся выборы”).

Социологу всегда интересно знать, как человек выбирал профессию: шел по стопам родителей, выбирал институт, где был наименьший конкурс или, наоборот, поступал в престижный вуз. Если не удалось пройти конкурс с первого раза, то поступал ли в тот же институт еще раз. Или решил гибко подойти к решению проблемы, не ломать копья о неприступную стену и выбрать ту же специальность, но в другом учебном заведении. А может, вообще, после неудачи решил не рисковать и перекинулся на другую профессию.

Выбор профессии и профессиональные ориентации молодежи стали особенно интересовать отечественную социологию в 1960-е гг. Вслед за новосибирскими социологами изучать профессиональные и образовательные ориентации начали социологи Прибалтики во главе с М.Х. Титмой (М.И. Тальюнайте, К.А. Пярна), ленинградские вместе с В.В. Водзинской и В.А. Ядовым, социологи из Свердловска (М.Н. Руткевич, Л.Я. Рубина, Ф.Р. Филиппов), украинские социологи под руководством В.Ф. Черноволенко (В.Л. Оссовский, В.И. Паниотто), а также социологи Белоруссии (В.Н. Тихонов, Я.В. Леверовская), Армении (Джилавян), Таджикистана (Ш. Шоисматулоев), Узбекистана (З.Х. Саидов), Туркмении (Г.Н. Джумаева). В 1990-е и 2000-е гг. под руководством Д.Л. Константиновского, В.Н. Шубкина, Ф.Э. Шереги, В.Г. Харчевой, И.М. Козиной проведены серьезные исследования профессиональных ориентаций российских школьников. Полученные данные установили, что притязания учащихся в сфере будущей профессии завышены по сравнению с нуждами общества.

Автор стремится провести четкие границы между выбором профессии как психологическим (внутренняя мотивация) и социологическим (внешняя институциализация) феноменом. Во втором случае на решение человека влияют такие социальные агенты, как значимые другие, и такие социальные факторы, как семейное происхождение, материальный достаток, социальная среда. Важными факторами профессионального выбора являются вакансии на рынке труда, материальное положение семьи происхождения, социально-экономический статус, престиж профессии, возраст, национальные традиции и расовые особенности. В статье проводится разграничение между двумя близкими понятиями – профессиональный выбор и профессиональный подбор. 

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

67-82 1471
Аннотация

Материал посвящен итогам проведения Всероссийской научной конференции “Управление социальными изменениями в нестабильных условиях”.

Современные социальные практики ставят вопрос о поисках новых решений в области социальных изменений и роли в этих процессах основных субъектов социальной политики – семьи, организаций, государства. Внешние и внутренние риски обусловливают необходимость исследования адаптационных процессов в управлении социальными изменениями на каждом из уровней социальной политики. При этом необходимо выявление влияния новых факторов на устоявшиеся тренды социальной динамики, выявление новых процессов стратифицированной структуры российского общества.

В качестве главной цели конференции обозначено исследование новых тенденций в управлении социальными процессами, определение трендов развития взаимодействия государства и общества.

Научная конференция посвящена анализу социальных изменений в условиях внешних и внутренних рисков, выработке предложений по стимулированию социальной динамики, исходя из опыта социальных практик Российской Федерации и зарубежных стран. 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

83-96 2412
Аннотация
Цель исследования – анализ социокультурной интеграции как способа разрешения региональных этнических конфликтов. В статье акцентируется внимание на исследовании потенциала социокультурной интеграции относительно деэскалации этнической напряженности и трансформации деструктивных конфликтов идентичностей в конфликты интересов. Социокультурная интеграция – макросоциальный процесс формирования справедливого общества на основе принципов конфликтной деэскалации, инклюзии, борьбы с дискриминацией, толерантности, социального равенства, сплоченности и солидарности. Автор рассматривает факторы региональных конфликтов и подчеркивает дестабилизирующую роль политизации этничности. В качестве структурных условий роста этнической напряженности и ее перерастания в деструктивные конфликты идентичностей выступают социальные неравенства, экономическая поляризация. Основной источник конфликтов идентичностей на Северном Кавказе – противоречия между системной модернизацией и социальной дезинтеграцией. Регионализация в этом случае приобретает выраженный конфликтогенный характер: специфика региональных конфликтов обусловлена противоречием между статичными (традиционализация) и динамичными (модернизация) типами социального воспроизводства. Эскалация насилия в этнорегиональных конфликтах детерминирована интенсивностью и масштабами этнической мобилизации и социальной неудовлетворенности, выступающими необходимыми условиями открытого столкновения. Региональные конфликты затрагивают экзистенциально значимые коллективные ценности и групповые идентичности, поэтому участники эмо ционально вовлечены в идентификационные конфликты; в силу эмоциональной заряженности и иррациональности конфликты идентичностей перестают быть средством преодоления социальных фрустраций и становятся деструктивной самоцелью: политизация этничности и негативные культурные стереотипы в восприятии “других” играют ключевую роль в инициации таких конфликтов. При обсуждении антиконфликтогенных механизмов социокультурной интеграции на Северном Кавказе необходимо учитывать следующее. Во-первых, социокультурная интеграция – это макрополитический проект, содержание которого в значительной степени определяется проблемами обеспечения безопасности полиэтнического российского общества. Во-вторых, развитие северокавказского региона после окончания вооруженных конфликтов показывает недопустимость и невозможность ориентации на изоляционизм и культурную исключительность той или иной этносоциальной системы. Социокультурная дезинтеграция, вызванная затяжными региональными конфликтами, может быть преодолена целенаправленным конструированием интеграционной идентичности, культивированием плюрализма и толерантности. В северокавказском социуме стратегия интеграции должна строиться не на ассимиляционной политике и подавлении различий, но на принципах гражданской солидарности и межэтнического сотрудничества. Интеграционные задачи обеспечения региональной безопасности и преодоления этнических противоречий в их наиболее деструктивной форме – конфликтов идентичностей – носят системный общероссийский характер. Социокультурная интеграция в этом аспекте должна выступать в качестве инструмента конфликтного предупреждения – упреждающего воздействия на конфликтную среду путем структурных решений региональных проблем, трансформации и рационализации этнических противоречий.
97-112 1940
Аннотация

Статья посвящена перспективам становления гражданского общества в Туле и Тульской области. Тульская область принадлежит к третьему типу регионов России на основании классификации регионов по потенциалу развития гражданского общества, что говорит о наличии благоприятных условий для развития его институтов. Действительно, сегодня прослеживается тенденция к все более активному гражданскому участию населения региона, которому способствует ряд факторов.

Одной из основ формирования гражданского общества в Тульской области является деятельность некоммерческих организаций (НКО). В первую очередь следует выделить молодежные НКО, выполняющие важную роль в политической социализации молодежи и поддержке молодежных инициатив. В данном контексте необходимо также отметить роль просветительских организаций, целью которых является гражданское образование и воспитание молодых людей.

 Очевидно значительное увеличение количества добровольческих организаций и отрядов. Особую активность в осуществлении их деятельности проявляет именно молодое поколение. Волонтерские объединения включают молодежь в профессиональную и общественную деятельность, формируют социальную и гражданскую ответственность. Таким образом, добровольчество является одним из важнейших проявлений функционирования гражданского общества. За последние несколько лет в регионе появились более 30 добровольческих организаций и отрядов, а также созданы несколько центров содействия волонтерам. Эти меры представляют собой важный шаг к институционализации волонтерства в Тульской области.

Гражданское общество невозможно без высокого уровня правосознания населения. Развитию институтов гражданского общества способствует деятельность различных правозащитных организаций, направленная на повышение правовой культуры жителей региона.

Значимую роль в жизни Тулы и области играют патриотические и благотворительные организации, а также политические партии. Являясь посредниками между гражданским обществом и властными структурами, политические партии агрегируют интересы граждан и представляют их в государственных институтах. Более того, как один из институтов социализации, политические партии формируют определенное политическое мышление и поведение, а также соответствующие навыки и качества гражданского участия в политической жизни. Наблюдается поддержка гражданских инициатив и со стороны областной власти, запустившей в последние годы ряд социальных сервисов и интернет-проектов.

В целом, исследователи отмечают высокий потенциал становления гражданского общества в Тульской области. Однако несмотря на отмеченные положительные тенденции уровень гражданской культуры туляков в настоящий момент остается не очень высоким, что, по мнению экспертов, может быть исправлено дополнительной информационной поддержкой волонтерских мероприятий и дальнейшим развитием гражданского образования и просвещения в регионе. Благодаря принятию должных мер, можно будет говорить о положительных перспективах развития гражданского общества в Туле и Тульской области в ближайшее время. 

113-131 1637
Аннотация

В настоящее время возрастают общественные требования к легитимности власти. Одним из важнейших общественных запросов становится запрос на формирование прозрачного управления и развитие элементов прямой демократии. Перспективный механизм, используемый властью для удовлетворения общественных запросов, – новые информационно-коммуникационные технологии, в частности, краудсорсинг. В статье рассматривается феномен политического краудсорсинга. Выделяются общие и содержательные правила, а также контекстные принципы построения площадок политического краудсорсинга. Первые нацелены на привлечение граждан в краудсорсинговые проекты, формирование у них лояльности по отношению к конкретной краудсорсинговой площадке и сохранение определенного количества активно работающих на ней участников. При рассмотрении содержательных правил выделяются два типа краудсорсинговых площадок – открытые и профессиональные. Показано, что для каждого типа площадок характерны свои особенности постановки задач и работы с ними. Контекстные принципы предназначены для выстраивания специальных механизмов формирования лояльности и вовлеченности людей в работу краудсорсинговых проектов, совмещенных с формированием эмоциональной поддержки и выстраиванием лояльностипо отношению к политическому актору. Эти результаты могут быть достигнуты за счет создания целостной сети площадок в области политического краудсорсинга и их использования как интеллектуального и кадрового ресурса политических акторов. В результате площадки в об-ласти политического круадсорсинга могут стать важным элементом медиа-образа современного политического актора.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

132-146 1160
Аннотация

Автор подчеркивает, что теоретико-методологическими предпосылками проведения данного исследования выступил ряд социально-экономических факторов, к которым он отнес становление социального института образования в качестве одного из ведущих механизмов развития и важнейших условий формирования инновационного общества, а также то, что наука на современном этапе развития общества превращается в крупную и самостоятельную отрасль экономики, обретая черты непосредственной производительной силы общества, превращаясь в важнейший инструмент не только духовного, но и материального воспроизводства его жизни. В статье рассматриваются итоги одного из разделов комплексного мониторингового социологического исследования проблем практического использования, трансляции результатов научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательских и научных кадров вуза гуманитарно-педагогического профиля в образовательное пространство. Исследование завершено в сентябре 2015 г. Приводятся результаты анализа научно-исследовательских работ (НИР), в ходе которого были выделены уровни (сферы) образовательного пространства, в которые транслировались и/или могли бы транслироваться результаты конкретных научно-исследовательских работ. В процессе исследования был осуществлен сравнительный анализ и дана краткая характеристика социально-профессионального состава акторов выполнения НИР. Автор формулирует ряд предложений, направленных на совершенствование управления научно-исследовательской деятельностью вуза и модернизацию политики в сфере управления университетской наукой. Он акцентирует внимание на возможностях социологической науки в вопросах осмысления процессов и взаимодействий, формирующихся в научно-исследовательской сфере. В статье высказывается предположение о том, что авторская методика и методы исследования состояния и характеристик научно-исследовательской деятельности в вузе гуманитарно-педагогического профиля могут найти свое применение в вузах иной специализации при условии их адаптации к социально-профессиональным особенностям конкретного учебного заведения.

147-159 1660
Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования и развития организационной культуры вуза как клиентоориентированной технологии. Феномен организационной культуры является неотъемлемым ресурсом для повышения конкурентоспособности вуза, инновационного развития, а также показателей международной и научно-исследовательской деятельности вуза. Трансляция организационной культуры внешними (абитуриенты, родители, работодатели) и внутренними (студенты, преподаватели, администрация университета, персонал/сотрудники) клиентами вуза определяет интеграцию элементов организационной культуры вуза в бизнес-среду предприятий посредством включенности выпускников в профессиональную среду. Организационная культура играет весьма активную роль в управлении высшим учебным заведением. На современном уровне развития рынка образовательных услуг с введением в действие национального проекта модернизации системы образования организационная культура становится значимым элементом формирования вуза как экономического субъекта. Она служит мощным фактором повышения привлекательности высшего учебного заведения для потенциальных потребителей образовательных и прочих услуг, а также его персонала. Также организационная культура воздействует на каждого студента во время его адаптации, социализации, психологического роста и обучения в вузе. Организационная культура и после окончания вуза находится в неразрывной взаимосвязи с работником как объектом профессиональной деятельности. Потенциальный работник в период обучения в вузе “потребляет” исторически сложившиеся ценности вуза, участвует в устоявшихся и развивающихся его традициях, соблюдает нормы и правила поведения, адаптируется в обществе с помощью различного рода символики вуза и т.д. В свою очередь организационная культура вуза, являясь почвой для развития и социализации молодого человека, становится неотъемлемым источником позиционирования студента в процессе трудоустройства и профессиональной деятельности. В дальнейшей профессиональной деятельности специалист привносит сформированную в период обучения в вузе организационную культуру в трудовую деятельность. Потребление организационной культуры студентами вуза как клиентами образовательных услуг обусловливает необходимость рассмотрения данного феномена с позиции клиентоориентированности. Клиентоориентированный подход – это система, состоящая из нескольких важнейших элементов: клиентоориентированной философии организации, продукта, отвечающего ожиданиям потребителей, внутриорганизационных процессов, сотрудников, являющихся носителями компетенций, обслуживания клиентов. Клиентоориентированность вуза имеет свои особенности и ограничения, связанные с характером образовательных услуг, предназначенных для удовлетворения потребности в образовании. Целесообразно рассмотрение клиентоориентированной организационной культуры вуза как системы ценностей, поведенческих норм, традиций, ритуалов и символов, ориентированных на внутреннего или внешнего клиента с целью учета и реализации его потребностей и интересов в деятельности образовательного учреждения. Определено влияние клиентоориентированной организационной культуры как эффективного фактора профессионализации и трудовой адаптации выпускников вуза. Анализ результатов социологического исследования позволил выявить основные проблемы и перспективы клиентоориентированного подхода в развитии организационной культуры высшего учебного заведения. Результаты исследования высветили наличие проблемы преемственности норм и ценностей, формируемых в рамках организационной культуры вуза и тех требований, которые предъявляются к нормативно-ценностным характеристикам выпускников со стороны работодателей. Различия в оценке важности ценностной и нормативной составляющих организационной культуры образовательных учреждений и организаций могут рассматриваться как определенный барьер, затрудняющий процессы трудоустройства и адаптации выпускников на предприятиях. Это диктует необходимость формулирования требований бизнес-сообщества к высшим учебным заведениям в части формирования предпочтительного набора общекультурных компетенций, необходимых выпускнику для успешной реализации карьерных притязаний в условиях конкретной организации.

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

160-173 1495
Аннотация

В социологии литературы наряду с изучением содержания художественных произведений и социальных характеристик героев повествования важным является исследование самого процесса созидания. Здесь представлена попытка взгляда на стихотворчество и его результаты сквозь призму поведенческого подхода посредством контент-анализа поэтических текстов. Созидание стихотворения рассматривается как поведенческий процесс самоактуализации творческих потенций, взаимодействия системы потребностей и социальных ситуаций, выражаемый вербально средствами языка. В ходе фреймирования актуализированные чувства и мысли поэта воплощаются в поэтические формы. Основная гипотеза состоит в том, что душевные диссонансы ищут выхода в стиховой гармонии. Техника семантического дифференциала (СД) дает ключ к разгадке текста. Контент-анализ стихотворений (циклов, книг) отдельных поэтов по методу СД может способствовать пониманию сходств и различий последовательных этапов творчества одного и того же мастера, либо объяснить несходства сопоставляемых между собой поэтов. Анализ отдельных стихотворений Блока, Гумилева, Есенина, Ахматовой и др. может продемонстрировать особенности стиля, индивидуального своеобразия каждого из рассматриваемых поэтов с точки зрения диалектики противопоставления. В статье обсуждаются возможности метода СД и поиска шкал-антонимов в авторском тексте при изучении творческого процесса на материале особенностей поэтики классика русской поэзии Александра Блока.

174-192 1383
Аннотация

Статья посвящена анализу взаимосвязи между агентами поля искусства и создаваемыми ими произведениями. Актуальность этой темы опосредована ростом как социального интереса к искусству, так и экономических признаков этого интереса (цен и объемов продаж искусства на мировом рынке). Теоретической основой исследования служит теория полей символического производства П. Бурдье, а также критика этой теории с позиций социологического “возвращения к вещам”. Предпринимая попытку дополнить агенториентированный подход теории полей рассмотрением предметов искусства, мы раскрываем роль объектов в успехе агента в символической игре. Основой нашего исследования служит фрагментарная историческая ретроспектива развития искусства, данные о продажах на различных уровнях арт-рынка, а также сведения, полученные в процессе эмпирических исследований украинского рынка искусства. Мы постулируем, что произведения искусства участвуют в конструировании полей наряду с агентами, однако выполняют при этом не самостоятельные или сопоставимые с агентами, а делегированные функции. Исходя из материальности произведения искусства (если не физической, то юридической и социальной), рассматриваются пространственные и социальные отношения, в которое включается произведение, будучи создано. К ним относятся включение в выставочное пространство, хранение и его условия, пространственное размещение в микро- и макроконтексте, перемещение и продажа. При этом показано, как именно взаимосвязаны физическое и социальное пространство: перемещение в одном имманентно перемещению в другом. Анализируя произведения в их связи с агентами поля искусства, мы обнаруживаем параллелизм траекторий агентов и объектов, которые они создали или с которыми связаны. Корпус произведений одного художника, таким образом, понимается как внеобъектное социально маркированное целое, структурированное эволюцией художественной манеры автора и одновременно структурирующее его претензии на изменение позиции в поле. Рассматривая индивидуальную и социальную значимость времени и пространства, мы доказываем возможность трактовать отдельное произведение как ставку агента, являющуюся слепком его габитуса в определенный момент времени. Успех агента с этой точки зрения анализируется как опосредованный выигрышем одной или нескольких таких ставок в тот момент, когда они оказываются соответствующими объективным условиям, определению осевой ценности поля. В свою очередь для агентов-посредников приобретение произведений и владение ими является попыткой одновременно предугадать и обеспечить определенным произведениям меру достаточной для выигрыша символической власти. Рассмотрев упомянутые связи, мы приходим к выводу, что произведения искусства действительно участвуют в структурировании поля искусства путем получения капиталов и позиций для агентов, с которыми они связаны. Поскольку рассмотрение объектов сквозь исследовательскую оптику теории полей позволяет прояснить механизм символической игры (борьбы), мы заключаем, что такой подход может быть полезен и при изучении других полей символического производства, а также в качестве основания эмпирических исследований поля искусства.

193-207 1500
Аннотация

В статье предлагается анализ проблемы противодействия распространению экстремистских материалов. По мнению автора, сугубо юридическая трактовка Федерального списка экстремистских материалов игнорирует проблему природы экстремистских материалов и вопрос о границах применимости данного понятия. В результате экстремистские материалы могут пониматься как фантом, определяемый в рамках борьбы власти со своими политическими противниками. Преодоление этой негативной трактовки возможно путем интерпретации экстремистских материалов в контексте практик запрета текстов, имевших место в обществе на иных исторических этапах. Качественное отличие экстремистских материалов от иных форм цензуры задается культурой постмодерна, в которой происходит трансформация концепта автора текста вплоть до полного его исчезновения. Воплощением этого выступает культура fan-fiction – свободного сообщества лиц, которые в своих литературных произведениях – фанфиках – развивают, изменяют или перерабатывают некую исходную идею, воплощенную в книге, фильме, компьютерной игре. Автор предлагает трактовку экстремистских материалов как фанфикшн объекта, где список экстремистских материалов задает границы поля экстремистской идеи, выступая маркером ограничения пространства творческого порождения информационных материалов в мире массовой культуры.

208-224 1621
Аннотация

Статья посвящена анализу движущих факторов социокультурной динамики современности, в качестве одного из которых исследуется миграция и ее последствия. Современная волна гигантского потока беженцев из стран Ближнего Востока, преимущественно исламского вероисповедания, обрушилась на спокойную и обеспеченную Западную Европу, явившуюся объектом их устремлений. Страны Западной Европы, приоритетно ориентирующиеся на светские ценности, кардинально далеки от привычного мира мигрантов, что обостряет для последних проблему переходного периода. В качестве одного из путей эффективной инкультурации мигрантов в европейское сообщество обсуждается задействование сферы спорта. Попытка использовать спорт как элемент культурной инноватики предпринималась неоднократно, что свидетельствует о его творческом потенциале. Разнообразные течения, такие как тейлоризм, футуризм (европейский и русский), фашизм, советская “антропомаксимология”, функционализм и идеологическое движение технократов активно экс-плуатировали символы, образы, черты и идеи спорта. Сфера спорта выступает как пространство возможностей для тренировки, проигрывания и выработки моделей поведения, как для конкретных индивидов, так и для отдельных социальных групп и даже целых государств, с их последующим переносом с определенной долей успешности в реальную жизнь.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)