СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Настоящая статья посвящена актуальным проблемам организации и реализации образовательного процесса в период новой коронавирусной инфекции КОВИД-19. Авторы рассматривают два аспекта цифровой трансформации в российском образовании – с точки зрения применения цифровых технологий с целью автоматизации различных процессов деятельности образовательных организаций и с позиции внедрения комплекса цифровых технологий с целью построения такой модели обучения, которая будет базироваться на эффективном применении этих технологий для решения профессиональных задач.
В статье подчеркивается, что процесс цифровизация общества в нашей стране развивался равномерно, без особых скачков, однако пандемия послужила катализатором развития цифровых технологий, а сам процесс цифровизации разделился на “до” и “после” начала пандемии. В период пандемии молодое поколение искусственно выпало из русла не только полноценной социализации, которая происходит в рамках учебных заведений и в кругу учителей и сверстников, но и оказалось перед лицом многочисленных проблем, связанных с нарушением традиционного образовательного процесса. Во многом преодолеть обозначенную проблему смогли преподаватели и сотрудники социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, оперативно и эффективно перестроив образовательный процесс так, чтобы он не утратил своего традиционно высокого качества.
Авторы статьи делятся опытом организации образовательного процесса на социологическом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, который почти два года проходил в так называемом смешанном формате и сопровождался активным внедрением новейших образовательных технологий, в ряду которых синхронное (видеоконференции, видеоконсультации и обратная связь онлайн, чат-румы, общение по Skype, виртуальные классы) и асинхронное электронное обучение, а также проектное обучение и т.н. “перевернутый класс”. Представлены результаты образовательного мониторинга, который показал высокую эффективность образовательного процесса на социологическом факультете в сложных условиях
Авторами также рассмотрены ключевые тенденции цифровизации образования, обозначены его позитивные моменты и детально проанализированы негативные аспекты, особое место в ряду которых занимает виртуализация образования как социального института
COVID-19 оказал существенное влияние на многие сферы жизни общества, и сектор образования не стал исключением. Статья посвящена влиянию пандемии COVID-19 на образование. В ней рассматриваются позитивные тенденции развития образовательных моделей (BYOD, Blended Learning) и технологий (e-learning, m-learning), российского программного обеспечения (iSpring Suite, iSpring Suite Max, iSpring Space, EV Toolbox Advanced 9), образовательных сервисов (Удоба, eTreniki, Learnis, Zoom, Skype, сервисы Яндекса: Телемост, Практикум, Школа, Учебник, Уроки, Учитель, Репетитор, Формы) и платформ (Core, Stepik, Российская электронная школа, Московская электронная школа, “ЯКласс”, “Учи.ру”, “Lecta.rosuchebnik.ru”, “Просвещение”), мобильных приложений (“Walking Museum”). Данная работа содержит анализ не только положительного, но и негативного влияния пандемии на общеобразовательную и высшую школу; приводятся результаты опросов. В статье показывается, что цифровые и информационные технологии становятся одними из ведущих в сфере образования. Масштабное развитие новых информационных инструментов, включая сервисы Интернета, привело к модификации цифровой образовательной среды. Условия пандемии выявили потребность адаптироваться и внести изменения в совершенствование способов обучения и применения дистанционных образовательных технологий, которые реализуют принципы открытого образования (свобода в выборе времени, места и темпов обучения, свободное развитие индивидуальности, свобода составления индивидуальной программы обучения и т.д.). Практика, адекватно реагирующая на сложившуюся ситуацию, привела к пониманию необходимости быстрого создания конструкторов электронных курсов (iSpring Suite Max, iSpring Space). Пандемия привела к необходимости срочно повышать компетентность педагогов в области ИКТ, а следовательно, в разработке соответствующих курсов повышения квалификации.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ
В статье рассматриваются основные этапы урбанизации, которые выделяются на основе концепции урбанистических революций Эдварда Сойи. Анализируется специфика пространственной организации, характерной для каждого из этапов. Особое внимание уделяется особенностям современного этапа урбанизации, на котором речь идет не только о городах, но и более сложных пространственных образованиях, например, агломерациях. В центре внимания статьи оказывается постметрополис как та пространственная форма, которая, согласно Сойе, приходит на смену традиционному метрополису, в том числе и вследствие развития информационных и коммуникационных технологий. Подробно рассматривается трансформация пригородов, которые из гомогенных жилых районов превращаются в многофункциональный “города на краю” и даже “бескрайние города”, которые чрезвычайно сложно отобразить на карте вследствие их рассредоточения по обширным территориям. Современная урбанизация демонстрирует пространственную морфологию, которая отражает изменения, вызванные становлением постиндустриального общества, глобализацией и научно-техническим прогрессом
В статье анализируется роль инновационных СМИ, в частности интернета, в процессе политической социализации российской молодежи, которая происходит в условиях глубоких социально-экономических и политических преобразований, глобализации и цифровизации. Трансформационный потенциал интернет-технологий неоспорим. Агрегаторы политических новостей, онлайн-блогеры, анонимные Telegram-каналы представляют широкий спектр политической информации и мнений. Рассматривая интернет как революционное средство коммуникации, авторы предприняли анализ его основных характеристик, исследование виртуальных сообществ как пространства политической социализации, процессов гибридизации, подразумевающих консолидацию свойств реальных и виртуальных сообществ. Обоснована важность адекватной оценки роли инновационных медиа в политической социализации молодежи, в формировании политической субъективности молодых российских граждан.
Актуальность работы обусловлена трансформациями системы социальной стратификации и возможностей социальной мобильности, а также необходимостью поиска релевантных подходов для их изучения в Европе и США в 30–40-х гг. ХХ в. Статья посвящена анализу исследований классовой структуры американского социолога и социального антрополога Уильяма Ллойда Уорнера. Его видение социальной структуры американского общества отличается оригинальностью и основано на многочисленных эмпирических исследованиях. В статье анализируются методологические основы и особенности эмпирических исследований Уорнера. Одной из задач, поставленных автором статьи, является рассмотрение эвристического потенциала одного из самых известных в мировой социологии подходов к исследованию социальной стратификации. У.Л. Уорнер значительно способствовал тому, что социологическое объяснение системы социальной стратификации трансформируется в первой половине ХХ в. Он описал основные характеристики социальной структуры общества 30–40 гг. ХХ в., впервые показав ее в новом свете, как состоящую из шести классов. Уорнеру принадлежит заслуга внедрения в социологию метода включенного наблюдения при изучении системы социальной стратификации, а также обновления категориального аппарата, привнесенного социологом из собственного опыта антропологических исследований. Исследовательская группа Уорнера разработала известный в мировой социологии Стандартный индекс статусных характеристик, упрощающий сложные количественные расчеты, который до настоящего времени используется в эмпирической социологии. Автор статьи предпринял попытку проследить исследовательскую логику американского социолога, а также показать взаимосвязь различных методологических составляющих теории социальной стратификации и инновационных методик эмпирической социологии.
В статье рассматривается проблема передачи бизнеса старшим поколением предпринимателей младшим членам семьи.
Воспроизводство предпринимательских династий выступает важным фактором, стабилизирующим национальную экономику. Семейный бизнес отличает более высокая эффективность предпринимательской деятельности. Нельзя утверждать, что воспроизводство предпринимательских династий представляет собой распространенную социальную практику. В последние десятилетия паттерн “Один бизнес, три поколения” сменяется паттерном “Одно поколение, три бизнеса”. Участие родителей в бизнесе является приоритетным фактором выбора детьми предпринимательства в качестве направления профессиональной деятельности. Родительское предпринимательство в несколько раз увеличивает вероятность включения детей в сферу бизнеса. Семейные традиции и опыт ведения бизнеса позволяют с меньшими издержками передать молодым преемникам социальный капитал, транслировать и перенимать неформальный деловой опыт и бизнес-связи. Межпоколенная преемственность обеспечивается формированием и трансляцией семейной культуры бизнес-династии с особыми ценностно-идентификационными смыслами, в том числе особым профессиональным этосом представителей семейного бизнеса.
Бизнес-династия может реализовываться как семейная компания. В такой компании тесно переплетаются деловые и семейные отношения. Важнейшим фактором эффективного функционирования семейного бизнеса являются межличностные отношения. Именно внутрисемейные конфликты чаще всего выступают причиной крушения семейного бизнеса.
Роль старшего поколения в бизнес-династиях состоит не только в передаче собственности и властных полномочий младшим ее членам, но и в обеспечении преемственности предпринимательского дела, осуществлении наставнической функции, передаче молодым семейных предпринимательских традиций и ценностей.
Наиболее серьезными угрозами для семейного бизнеса в России являются: сложная макроэкономическая ситуация, соблюдение требований отечественного законодательства, конкуренция на внутреннем рынке, необходимость осуществления инноваций ради сохранения конкурентной устойчивости бизнеса.
В статье рассмотрены подходы к переосмыслению идеологии здоровьесбережения в условиях пандемии COVID–19. Исследуется трансформация представлений о роли государства в охране здоровья, анализируются сложившиеся социальные практики в сфере охраны здоровья в период пандемии. Анализируются историко-социологические, идеолого-правовые, коммуникативно-технологические, социально-психологические, правосознательно-поведенческие аспекты реализации стратегий по борьбе с последствиями пандемии. Рассматривается вопрос о переходе от пандемического к эндемическому статусу борьбы с коронавирусной инфекцией COVID–19 и различные аспекты такого перехода. На основе учета опыта ряда зарубежных стран и регионов России по борьбе с пандемией сделаны выводы о необходимости социальной солидарности посредством достижения нормативного консенсуса в выборе стратегии и тактики такой борьбы на уровне личности, общества и государства. Отмечена универсальность ценности права на жизнь и охрану здоровья в период пандемии.
ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
Настоящая статья посвящена исследованию особенностей социологического анализа религии в России в имперский период ее истории. Отечественная социологическая традиция изучения религии как социокультурного феномена и социального института, сложившаяся в этот период, имеет свой неповторимый и своеобразный облик. Она к настоящему моменту только начинает возрождаться в постсоветской России, и резко отличается от той традиции, которая имела место на Западе. В этом контексте обращение к трудам классиков русской религиозной, социально-политической мысли, к сожалению, незаслуженно забытых, является очень перспективным направлением современных социологических исследований.
При изучении данной проблемы автор делает акцент на исследовании работ представителей трех идеологических направлений русской религиозной и социально-политической мысли: консерватизма, либерализма и социализма, а также особенностях исторического развития российского общества и государства и тех событиях, которые оказали знаковое влияние на становление и развитие научного осмысления религии в России. К таким особенностям, автор, в частности, относит формирование “антисистемы” (системной целостности людей, негативно относящихся к своей Родине, ненавидящих свою собственную нацию, ее ценности и культуру, историю, традиционные религиозные, политические и социальные системы) в среде русской интеллигенции, бюрократии и части элиты русского общества, под определенным влиянием западничества, как последствие духовного раскола XVIII в., произошедшего в образованных слоях и элите русского общества.
При изучении особенностей осмысления религиозной проблематики представителями русского консерватизма автор статьи анализирует воззрения Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, Ф.М. Достоевского, М.Н. Каткова, К.П. Победоносцева, Л.А. Тихомирова. Он отмечает тот факт, что осмысление данной проблематики осуществлялось этими авторами со “славянофильских”, традиционалистских (почвеннических и охранительных) позиций, в контексте осмысления особенностей и своеобразия пути развития России, как центра восточно-христианской (православной) культуры, а также империи-правопреемницы православной Византии – защитницы Православия, Православной церкви и веры, православных народов, ценностей и культуры христианства, “удерживающей” мир от наступления зла и прихода власти антихриста.
В статье представлены результаты описательно-аналитического исследования научных работ китайских авторов, посвященных социальным последствиям COVID-2019 в Китае. Используя методы контент-анализа, классификации и систематизации, автор статьи выявил роль пандемии COVID-2019 в китайском обществе, определил основные направления исследования ее влияния в социологической науке. В результате исследования было выявлено, что социальное влияние пандемии COVID-2019 сводится к формированию общества рисков нового типа, изменениям в социальных сферах образования и здравоохранения, социально-психическом состоянии китайского общества, формированию новых социальных трендов в потреблении, обострению проблемы безработицы в стране, трансформации ценностей студенческой молодежи, а также увеличению разрыва в социальном благополучии сельских и городских территорий. Выявленные социальные последствия COVID-2019 выступают основой для последующей разработки социальной политики по социально-экономическому восстановлению страны в постпандемический период.
ЭМПИРИЧЕСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В последнее десятилетие исследования в области умных городов от сугубо технологических аспектов расширяются и включают сферы развития управления, урбанистического планирования и социальные науки. В целом дискуссия концентрируется на том, как использование технологий содействует улучшению города, развитию городского пространства и повышению качества принимаемых решений[1].
В рамках данной статьи также предлагается один из способов обогащения системы управления городским развитием, описывающий возможное использование взглядов и восприятия горожан как конечных пользователей услуг и приложений Smart City в системе управления. Утверждается, что путем разработки соответствующих шкал субъективные взгляды и представления могут быть объективизированы и, следовательно, очень полезны для менеджеров и политиков.
В данной работе процесс разработки проводится в несколько этапов, с использованием индуктивных и дедуктивных методов. После проведения фокус-групп и интервьюирования представителей городских властей был проведен опрос с участием почти тысячи горожан Казахстан. Данные были проанализированы с использованием инструментов IBM SPSS 24 и AMOS 20.
В исследовании предлагается шкала, включающая утверждения, структурированные в пяти выявленных измерениях: готовность к взаимодействию, ожидание улучшений, готовность к использованию, обеспокоенность эффективностью, обеспокоенность злоупотреблениями. По мере раскрытия методологии, обсуждены важные теоретические и управленческие последствия, показана необходимость управления информационными потоками в интересах участников внедрения Smart City.
Статья посвящена методологическим и методическим основам исследования личностных качеств руководителей и рядовых работников организаций. В отличие от предыдущих работ автора, посвященных исследованию личностных качеств руководителей, включая государственных служащих в работах Платона, Аристотеля и М. Вебера, где были представлены эмпирически модели структуры личностных качеств руководителей целерационального, ценностно-рационального, аффективного и традиционного типов социального действия (по М. Веберу), в данной публикации представлены собранные воедино результаты проведенных в разное время в разных организациях исследований об эмпирических моделях структуры личностных качеств руководителей и рядовых работников “радикалистского типа социального действия”, что расширяет понимание концептуального подхода о четырех типах социального действия М. Вебера. А сами эмпирические модели могут быть полезны для решения прикладных задач в области управления организацией.
Чем больше продолжалась работа по сбору эмпирических данных, тем интереснее становился теоретический и практический вопрос. Насколько часто встречаются люди радикалистского типа социального действия? В каких типах социальных институтов, в каких профессиях радикалистский тип представлен наиболее ярко? Что в структуре личностных качеств отличает радикалистское поведение представителей мирных профессий (государственных служащих, врачей, педагогов и пр.) от отдельных категорий профессиональных военных. Если радикалистской поведение является профессионально важным качеством работников, то как измерить склонность личности к радикалистскому поведению?
Проведенный анализ показал, что по этой шкале консерватизм–радикализм черты расположены на разных, противоположных “полюсах одной оси координат”. Поэтому, как и при исследовании традиционного поведения, выделяются следующие направления социологических исследований радикалистского поведения. В рамках первого направления основное внимание в структуре личностных качеств уделяется традиционной составляющей, верности “следованию привычке” (по М. Веберу); в структуре личности этого типа консервативные черты носят доминирующий характер, по сравнению с теми, кто настроен на коренное, радикальное изменение и слом устоявшихся порядков и традиций. В рамках второго направления основное внимание в структуре личностных качеств уделяется следованию традициям, которое в равной степени сочетается с радикалистским настроем, готовностью к инновациям. В рамках третьего направления, важного для задач нашего нового исследования, в структуре личностных качеств радикалистские черты доминируют над консервативными; отчетливо проявляется недоверие к авторитетам, склонность к нарушению привычек, готовностью к инновациям, радикалистский настрой на перемены.
НАУЧНЫЕ РЕЦЕНЗИИ
Рецензируемая монография посвящена комплексному и разностороннему социологическому исследованию феномена здоровья, оценке его состояния в населении России, анализу факторов оказывающих значимое влияние на него, изучению ценности здоровья ее декларативности и представленности в первую очередь в нормативных представлениях, но не в сознании населения, описанию практик здорового образа жизни и их распространенности в современном российском обществе.
Актуальность данного исследования обусловлена как общими целями социально-демографической политики Российской Федерации, направленной на сбережение населения посредством улучшения его здоровья, так и современной повесткой борьбы с пандемией COVID-19 и необходимостью оценки ее влияния не только на фактическое состояние здоровья населения, но и на здоровьесберегающие практики.
В монографии прослеживается, подробно и разносторонне анализируется выявленное противоречие между декларативной высокой ценностью здоровья и нетранзитивностью реальных практик населения, которые зачастую не соответствуют линиям самосохранительного поведения. На основе большого массива эмпирических исследований показана значимая роль института семьи в формировании практик здорового образа жизни, воспитании будущих поколений в русле осознанного отношения к собственному здоровью. При этом подчеркивается высокий потенциал семьи в трансляции поведенческих паттернов нездоровья, что отмечается автором как двойственный характер влияния семьи на приверженность практикам ЗОЖ.
Отдельное внимание уделено актуальной проблеме борьбы с пандемией COVID-19: на основе последних наиболее актуальных данных исследований проводится анализ изменений в отношении к здоровью и гигиеническим практикам, а также дается оценка влияния пандемии и вводимых ограничительных мер на психическое здоровье населения.
ISSN 2541-8769 (Online)