Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск
Том 25, № 4 (2019)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2019-25-4

К 30-ЛЕТИЮ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

7-21 1195
Аннотация
6 июня 2019 г. социологический факультет Московского государственного университета отпраздновал свой 30-летний юбилей. С момента основания социологический факультет выпустил 7309 специалистов, бакалавров и магистров, которые пополнили дружное профессиональное социологическое сообщество.
22-36 1193
Аннотация
Представленная статья посвящена историческому аспекту развития кафедры политологии и социологии политических процессов социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Рассмотрены произошедшие за тридцатилетнюю историю социологического факультета этапы организации и формирования кафедры, процессы становления учебно-методической деятельности, а также изложены приоритетные направления научно-исследовательской работы профессорскопреподавательского состава.
37-43 1207
Аннотация
В статье рассмотрены основные этапы зарождения русской школы фамилизма, перечислены ключевые достижения представителей пронаталистской парадигмы и освещен их вклад в развитие исследовательской практики в области всестороннего изучения семейно-детного образа жизни.
44-51 1183
Аннотация
Вхождение общества в новый этап развития, метаморфозы современного социогенеза не могли не отразиться на отраслевой структуре социологии. Если еще век назад “информация” истолковывалась словарями просто как “учение”, то уже в конце ХХ в. стало очевидным, что информационно-коммуникационные технологии будут базовым фактором изменений, происходящих в обществе. В постиндустриальном обществе значение информации, благодаря ее тотальности и доступности, возрастает до роли главного экономического ресурса,что определяет вектор основных научных рефлексий.
52-76 1317
Аннотация

Подразделения, составившие базис для образования современной кафедры экономической социологии и менеджмента, претерпели множество реорганизаций. Они сопровождались сменой руководителей, изменением кадрового состава, научных и образовательных приоритетов, и во многих случаях названий. Кафедра социологии труда и трудовых коллективов, кафедра социологии организаций, кафедра экономической социологии и социологии труда, кафедра экономической социологии и маркетинга, кафедра социологии организаций и менеджмента — все эти подразделения были предшественниками кафедры экономической социологии и менеджмента, существующей в структуре социологического факультета с 2017 г.

Авторы статьи детально анализируют объективные и субъективные причины преобразований, а также те последствия, к которым они приводили. Особое внимание уделено смене слов, терминов и понятий, использовавшихся в названиях структурных подразделений и курсов, которые за ними закреплялись. Изменения в языке специфическим образом отражали трансформации, происходившие в экономике и обществе. Слова появлялись и исчезали, обретали позитивный и негативный смысл, возбуждали различные эмоции у всех тех, кто связан с образовательным процессом.

Сделан вывод о том, что множественные изменения, часто осложнявшие работу преподавателей, одновременно повышали их сплоченность, способствовали овладению множеством дисциплин, что позволяет сегодня реализовывать инновационные проекты в научной и образовательной сферах.

77-94 1591
Аннотация
В статье предпринята попытка представить социальные технологии и как выделенное направление социологических исследований, и как практическое поле. Социальные технологии (как технологии управления социальными процессами, социальными агентами, организациями, общностями и т.д.) это комплексное социальное явление. Это явление приобретает в настоящее время — время радикальных технологических трансформаций (интернет вещей, Big Data, виртуальная и дополненная реальность, технологии блокчейна, роботизация, искусственный интеллект, машинное обучение, развитие экспертных систем, переход к разделяемой (“шеринговой”) экономике и др.), переопределяющих принципы и способы функционирования самых разных областей социального мира и порождающих радикально новые социальные режимы и конфигурации — едва ли не универсальный характер. Исследовать и практиковать (разрабатывать, внедрять, изменять) социальные технологии означает работу с самыми разнообразными социальными феноменами и процессами, разворачивающимися в самых разных временных и пространственных масштабах и в различных социальных сферах. При этом до сих пор сохраняется необходимость, с одной стороны, концептуального и теоретического прояснения “социальных технологий”, а с другой стороны, их институционализации и как исследовательского направления в рамках социологии, и как области социальной практики (со своими стандартами, организационными и кадровыми ресурсами и прочее). Открытие в 2013 г. кафедры социальных технологий на социологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова стало своеобразным ответом на данную необходимость. В статье очерчивается ряд исследовательских направлений работы кафедры с момента ее учреждения по настоящее время.
95-101 1024
Аннотация
В статье рассмотрен процесс становления и развития кафедры социологии международных отношений социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Охарактеризованы основные персоналии кафедры и сферы их научных интересов. Раскрыто содержание учебной и научной работы. Сформулированы основные проблемы и намечены перспективы развития кафедры.
102-123 1109
Аннотация

В статье рассматриваются подходы к пониманию профессии и профессионального выбора в отечественной и зарубежной научной мысли. Представлены в исторической ретроспективе ключевые вопросы исследования профессиональной ориентации и профессионального выбора. Рассмотрена взаимосвязь выбора своего дальнейшего жизненного пути, своего профессионального будущего и того учебного заведения, которое в дальнейшем позволит не только получить профессию, но и послужит стартовой площадкой для будущей карьеры. Сегодня выбор учебного заведения абитуриентами остается значимой проблемой для них и в связи с этим перед исследователями встает задача дать характеристику образовательного поведения современных старшеклассников, будущих абитуриентов.

Для ответа на эти вопросы сотрудниками социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова было проведено исследование среди старшеклассников московских школ. В статье представлены результаты исследований разных лет удовлетворенности уровнем получаемого образования, мотивов выбора будущего образования школьниками старших классов, ценностных ориентаций молодежи. Были выделены основные факторы, влияющие на выбор уровня желаемого образования и учебного заведения, а также базовые модели-цели получения образования, используемые молодыми людьми при выборе жизненного пути. На основе полученных данных подтверждена значимость высшего образования для будущих абитуриентов и устойчивый рост тенденции распространения потребительского поведения молодежи, ориентации в своих жизненных стратегиях на достижение успеха и высокого материального достатка, определенного социального статуса.

СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

124-153 20982
Аннотация

В настоящей статье представлены результаты исследования новых форм социального неравенства, а также особенностей их проявления в современной России, проведенного сотрудниками кафедры современной социологии социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Социальное неравенство в целом определяется как специфическая форма социальной стратификации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои или классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными возможностями удовлетворения своих материальных, социальных или духовных потребностей. Большое внимание уделяется анализу идеологических основ глобального социального неравенства, которое включает в вертикальную иерархию индивидов, социальных групп, классов и слоев также национальные государства, которые соответствующим образом ранжируются в рамках мирового сообщества. Доказан тот факт, что в основе глобального социального неравенства лежит “рыночный фундаментализм” — особый тип политического мышления, возводящий принципы “невидимой руки рынка” и “невмешательства государства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов” на уровень догмы тоталитарного типа. Практическое воплощение данной догмы влечет за собой воспроизводство социального неравенства и крайне несправедливых социальных отношений в глобальном масштабе.

Среди форм глобального социального неравенства ведущую роль играет неравенство ресурсное, однако наряду с ресурсным достаточно ярко проявляют себя такие относительно новые формы социального неравенства, которые выделил шведский социолог Г. Терборн — неравенство витальное и неравенство экзистенциальное.

Витальное или биологическое неравенство фиксирует базовую характеристику человеческого существования, поскольку обращается к таким категориям, как, например, окружающая среда и здоровье. Экзистенциальное неравенство очерчивает систему иерархий, основанных на категориях включения/исключения (социальной инклюзии/эксклюзии). В статье детально рассматриваются особенности проявления всех этих форм социального неравенства как в рамках мирового сообщества, так и в России. Кроме того, обоснован новый методологический подход к анализу неравенства с позиций социального конструктивизма, когда вопрос о том, что составляет основание социального неравенства, был дополнен вопросом о том, как сами люди производят и воспроизводят социальное неравенство в обычных практиках повседневной социальной жизни.

154-174 2449
Аннотация

Современная глобальная социология сформировалась в конце XX — начале XXI в. Она является сложным образованием, состоящим из большого количества социологических теорий, созданных и создаваемых в рамках различных теоретических традиций и опирающихся на различные методологические подходы. Их объединяет общее предметное поле и общее видение проблем, требующих своего социологического осмысления.

Задача данной статьи состоит в том, чтобы теоретически структурировать предметное поле современной глобальной социологии и предложить соответствующую типологию теоретических подходов и базовых проблем, которая позволяет представить современную глобальную социологию как специальную исследовательскую сферу, обладающую предметным единством и системностью.

Предметное поле современной глобальной социологии составляют, во-первых, современные процессы, приведшие к становлению современного глобального мира, и, во-вторых — порядок и структура этого глобального мира.

Теоретико-методологический анализ теорий, составляющих содержание современной глобальной социологии, позволяет разделить эти теории на две большие группы.

Первую группу теорий составляют теории, созданные в рамках универсалистского подхода и универсалистского видения современного глобального порядка. Универсалистская перспектива построения теорий укоренена в социальной философии Просвещения, теориях Прогресса, в теориях развития, созданных в классической социологии, в изначальных импульсах теорий модернизации и вестернизации. Все эти теории объединяет также общее видение современного мира как единого универсального пространства, в той или иной степени трансцендирующего и конкретные общества, и национальные государства.

Кроме того, эту группу теорий следует разделить на еще две подгруппы. Первая подгруппа универсалистских теорий глобальной социологии рассматривает современный глобальный мир и его порядок как результат движения обществ, заложенный изначальными импульсами развития модерна и закономерно реализующимися в качестве универсального глобального порядка. В качестве примеров таких теорий в статье анализируются построения И. Валлерстайна и Э. Гидденса.

Вторую подгруппу теорий составляют теории глобализации, основа анализа которых — процессы цифровизации и сетевизации современного социального пространства, новые базовые “мобильности”, созидающие новую глобальную морфологию пространства “потоков”. В качестве примеров таких теорий анализируются идеи М. Кастельса, Дж. Урри, У. Бека.

В статье анализируется также такой универсалистский дискурс глобальной социологии, как концептуализация глобального порядка посредством теории империи.

Этим универсалистским теориям глобальной социологии посвящена I часть статьи.

Вторая часть статьи посвящена второй большой группе теорий современной глобальной социологии — теориям, созданным на основе цивилизационного подхода и рассматривающих современный мир как совокупность цивилизаций.

175-192 4385
Аннотация
На основе анализа различных теоретических позиций в рамках современной социологической теории в статье предпринимается попытка выделить и описать наиболее важные черты современного общества, которые становятся результатом беспрецедентных по масштабам и скорости распространения научно-технических новаций первых двух десятилетий XXI в. В первой части статьи рассматриваются факторы, определяющие специфику наблюдаемых социальных тенденций и изменений. Далее в рамках концепции Тройной революции данные факторы получают социологическую интерпретацию. Делается вывод о том, что современность может быть прочитана через такие ее базовые характеристики, как усложнение социальной системы, мобильность, сетевизация, усиление связанности и цифровизация. Эти качества современности демонстрируют наступление эпохи цифрового общества.

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

193-208 1231
Аннотация
В статье рассматриваются интеллектуальные предпосылки формирования феминистского дискурса в русской социологии, с которых начинается зарождение в России феминизма как социального явления и теории феминизма в истории русской социальной мысли. Сложившиеся предпосылки способствовали проявлению интереса первых русских социологов к данной проблеме. Специфика историко-культурного развития оказала влияние на осмысление множества вопросов в рамках социальных наук, в том числе и на необходимость исследования “женского вопроса”. Ряд выдающихся социологов на рубеже XIX–XX в. активно работали в области изучения данной проблемы. Вопрос о социальном положении и роли женщин вызывал живой интерес у представителей самых разных направлений социологической науки классического периода развития в России: позитивистского, географического, субъективной и генетической, неокантианской, марксистской социологии, неопозитивистского направления. Автор отмечает, что осмысление женского вопроса в России началось значительно раньше, еще в первой половине XIX в., о чем свидетельствует огромное количество книг и статей по данной проблематике. Проблема положения женщин в обществе заметно выражена в контексте русской культуры, и широко раскрывается в русской литературе в работах известных писателей, поэтов, публицистов, философов. Постановка проблемы неравноправия, преодоления зависимого положения женщины, обеспечения ее прав в России отличается от западной особой спецификой. Эта специфика обусловлена историческим и социальным развитием общества, становлением правовой системы, религиозным сознанием. С одной стороны, значительное влияние на формирование феминистского дискурса оказали европейские социальные мыслители. С другой можно говорить о русских философах XIX — начала ХХ в., разрабатывавших проблему женского равноправия в своих трудах и во многом определивших общее направление развития отечественной социологии. В статье проанализирован процесс духовно-интеллектуального развития русской социальной мысли, непосредственно предшествующий появлению социологии в России и формированию феминистского дискурса в рамках некоторых ведущих научных школ.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

209-226 1640
Аннотация

В статье рассматриваются методологические проблемы трансформационных процессов в политической науке в конце XIX — начале ХХ столетий и в период между двумя мировыми войнами. Раскрываются причины и истоки зарождения кризисных явлений в политической науке, обусловленные новыми политическими реалиями, сложившимися в мире, и новыми тенденциями в развитии самой политической науки. Процесс становления современной политической науки анализируется в ее поэтапном развитии (формально-правовом, традиционном, поведенческом и пост-поведенческом). Раскрыта особая роль “чикагской революции” в политологии, создавшей среду и почву для возникновения “поведенческой” революции. Обозначены основные программные положения “поведенческой” революции, выявлены ее результаты, основные векторы развития политической науки в пост-поведенческую эпоху.

Раскрыта роль структурного функционализма (Г. Алмонд и его школа) в формировании современной политической науки. Рассматривается взаимодействие политической науки со смежными социальными дисциплинами, приведшее к появлению целого ряда гибридных дисциплин политического знания, в том числе политической социологии и политического менеджмента. Раскрыто содержание понятия “гибридизация”. Выявлена роль социологии в этом процессе как “главного донора” политической науки в рассматриваемую эпоху. Определены объектно-предметные области политической социологии и политического менеджмента, их место и роль в механизме функционирования социально-политических систем, в предметном поле политической науки. Сделаны обобщающие выводы.

227-246 1513
Аннотация

На протяжении многих лет кафедра методологии социологических исследований разрабатывает проблему ценностного измерения российского общества и связь его ценностной структуры с политическим поведением граждан. Результаты проведенных исследований опубликованы в ряде статей в научных журналах. Результаты последнего исследования данной проблемы представлены в данной статье.

На основе эмпирических данных двух социологических исследований, проведенных по единой методике с использованием метода личного анкетирования, в апреле 2012 г. и мае 2018 г. — почти сразу после выборов Президента РФ, в статье анализируется структура ценностей городских избирателей России, оказывающая влияние на их отношение к участию в президентских выборах, к выдвинувшимся на них кандидатам. Рассматриваются социально-экономические и социально-политические условия в России и их влияние на структуру ценностей городских избирателей. Выявляются причины того, почему при ухудшении экономического положения избирателей в 2018 г. по сравнению с 2012 г., меньшее количество городских избирателей участвовало в выборах и существенно большее их количество проголосовало за В. Путина.

В статье показано, что структура ценностей городских избирателей остается преимущественно “материалистической” (по Р. Инглхарту), при этом в ней усиливается роль “постматериалистических” ценностей. Раскрыто влияние ценностной структуры избирателей на их участие в голосовании на президентских выборах и на поддержку того или иного кандидата. На основе сравнения результатов президентских выборов в 2012 и 2018 г. показано, что за 6 лет идеологический спектр кандидатов расширился и стал выражать более широкий диапазон политических взглядов на дальнейшее развитие российского общества и государства — от крайне либеральных, демократических, до крайне консервативных, тоталитарных, что является существенной особенностью современной российской партийно-политической системы. Середину этого спектра представлял либеральный консерватизм В. Путина и его поддержка в 2018 г. отражает сдвиг ценностей городских избирателей от крайне правых и крайне левых к середине — к либеральному консерватизму.

Выявлено, что в рамках “материалистической” структуры ценностей городских избирателей, ценность материального достатка не играет существенной роли при выборе избирателями будущего развития России. На первом месте находится ценность бескорыстного патриотизма и семьи. Сложные политические условия, в которых оказалась Россия в 2018 г., придали патриотизму избирателей воинственный характер, который отсутствовал в 2012 г., что в еще большей степени объединило российское общество вокруг В. Путина и стало причиной существенного роста его поддержки со стороны избирателей. Либеральная составляющая консерватизма в программе В. Путина — расширение экономических, политических и духовных свобод — привела к его поддержке со стороны умеренно либеральных избирателей. Все это вместе предопределило самый большой успех В. Путина на выборах Президента РФ в 2018 г.

247-264 4250
Аннотация
В статье анализируется роль средств массовой информации в процессе политической социализации российской молодежи, происходящей в контексте глубоких социально-экономических и политических преобразований. Особенно значимый для развития политических взглядов период — от 15 до 25 лет. Молодые граждане России находятся на этапе формирования политических установок и подвержены воздействию различных факторов. Бóльшая часть политической информации поступает в настоящее время из средств массовой информации, как традиционных — газет, журналов, радио, телевидения, так и инновационных — посредством интернета. Телевидение способствует формированию общественного мнения, передавая политические новости и их оценку, затрагивая важные проблемы, существующие в политической сфере. Наиболее ощутимо возросла роль интернета. Новостные агрегаторы и онлайн-блогеры представляют широкий спектр мнений о политических событиях. Очевидна значимость адекватной оценки роли традиционных и инновационных СМИ в политической социализации молодежи, в формировании политической субъектности молодого поколения россиян.
265-278 1578
Аннотация
Данная статья посвящена исследованию становления и современного состояния корпоративизма в странах Западной Европы. Автор показывает, каким образом происходила эволюция корпоративизма начиная с XIX в. и каким образом корпоративизм трансформировался в течении XX в. Особое внимание в статье уделяется последней стадии развития корпоративизма, которая связана с эволюцией неолиберализма и политического плюрализма. Корпоративизм рассматривается как форма взаимодействия организованных групп общества с государством и как политико-идеологическое течение, уходящее корнями в средневековую социальную философию. Расцвет корпоративизма пришелся на послевоенные десятилетия, когда большинство стран Западной Европы пошли по пути создания вертикально интегрированных ассоциативных групп, представлявших интересы основных социально-экономических групп, в первую очередь, бизнеса и наемных работников. При этом корпоративизм всегда строился на четком ценностном фундаменте, который подразумевал следование общественным интересам и равномерное распределение ресурсов между всеми участниками корпоративных договоренностей. В статье показано, каким образом наступление неолиберализма привело к снижению роли корпоративизма. Начиная с 1990-х гг., в тех странах, которые традиционно выстраивали процесс согласования и принятия ключевых политических решений на корпоративистской основе, происходит очевидная плюрализация систем групп интересов, которая все чаще вытесняет традицию и практику корпоративизма. При этом корпоративизм не исчезает, во многих странах он остается важным элементом системы коллективного согласования интересов, однако меняется его характер и содержание. Отсюда можно сделать вывод, что классические концепции корпоративизма не способны полностью объяснить его сегодняшнее состояние, необходимо использовать новые подходы, которые могли бы выявлять суть происходящих трансформаций.

СОЦИОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

279-287 1295
Аннотация
В статье представлены основные итоги развития кафедры социологии государственного управления, условия и концептуальные основы проведения научных исследований и содержания учебного процесса. Проанализированы результаты реализации проблемных задач в рамках направления “Социальное государство: модернизация управления и социальная политика”. Структурированы основные достижения в области научных исследований. Показаны новизна изданных учебников и учебных пособий. Дана характеристика основных учебных дисциплин, разработанных кафедрой.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ И МЕНЕДЖМЕНТ

288-308 1478
Аннотация

Дауншифтинг — феномен эпохи постмодерна. В статье показано, что он не мог возникнуть ни в доиндустриальном, ни в индустриальном обществе. Если классики философии постмодернизма развенчивали идею прогресса в теории, дауншифтеры делают это на практике. К появлению дауншифтинга привели многообразные причины. Структурные перестройки в организациях ограничили возможности традиционной вертикальной карьеры для многих людей. Процесс глобализации и ознакомление с восточными культурами показали условность успеха как главного ориентира в жизни человека. Перемещение людей из центров мегаполисов на окраины и за пределы города позволили осознать возможность жизни вне “благ цивилизации”. Распространение фриланса также стало важным фактором, позволившим людям реализовать жизненную стратегию дауншифтинга.

Анализ интернет-пространства, исследование сообществ в социальных сетях, посвященных дауншифтингу, контент-анализ постов и комментариев, анализ интернет-публикаций позволили выявить ряд интересных тенденций, связанных с реализацией данной стратегии профессионального и личностного развития. В частности, растет интерес к дауншифтингу среди различных возрастных аудиторий, в последние годы среди активно обсуждающих данное социальное явление в российском сегменте интернета появилось много совсем молодых людей, еще не начавших свою профессиональную карьеру, но идеологически поддерживающих дауншифтинг; под влиянием социально-экономических условий происходит изменение популярности отдельных видов дауншифтинга. Признавая, что дауншифтинг в ближайшие десятилетия не станет жизненным сценарием для большинства, необходимо понимать, что вне зависимости от числа людей, прибегнувших к нему, дауншифтинг демонстрирует реальное понимание многомерности социального пространства и ограниченность бытовавших ранее и казавшихся аксиоматическими представлений о социальной динамике.

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ И ДЕМОГРАФИИ

309-324 1857
Аннотация

В статье анализируется влияние образа жизни, в частности, распространенности такой вредной привычки, как табакокурение, на здоровье и продолжительность жизни населения. Взяв за основу новейшие статистические данные, автор рассматривает проблему курения табака в России и в мире, описывает влияние этой пагубной привычки не только на здоровье населения, но и на окружающую среду и экономику страны. В работе приводится краткая история борьбы с курением табака, описываются современные антитабачные меры, принятые мировым сообществом под эгидой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Особое внимание уделяется состоянию общественного мнения по вопросам, связанным с распространенностью табакокурения в России, его влиянию на здоровье и продолжительность жизни населения, мотивации населения к отказу от этой вредной привычки и влиянию на ее наличие/отсутствие ближайшего социального окружения. Затрагивается проблема детского и подросткового курения, анализируются степень влияния родителей на формирование данного вида аддиктивного поведения и вероятность того, что ребенок впоследствии станет регулярным курильщиком.

Автор касается проблемы пассивного курения и воздействия вторичного дыма на здоровье детей и взрослых и отмечает, что принятый в России в 2013 г. антитабачный закон снизил количество пассивных курильщиков, что не может не иметь благоприятного воздействия на здоровье населения.

В работе затронут актуальный на сегодняшний момент вопрос об использовании электронных средств доставки никотина (ЭСДН), приводится статистика употребления, а также ставится вопрос о последствиях роста популярности ЭСДН.

Эмпирической базой работы являются данные ВОЗ, Федеральной службы государственной статистики, Американского онкологического общества, а также исследования кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Фонда общественное мнение и Всероссийского центра изучения общественного мнения.

Данная статья будет интересна специалистам в области социологии медицины, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами аддиктивного поведения и формирования здорового образа жизни.

Указатель статей и материалов, опубликованных в журнале «Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология» в 2019 г.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)